Утвержденная Грамота

Великого Всероссийского Московского

Земско-Поместного Собора

от 21 февраля / 5 марта 1613 года

о призвании на Царство

Михаила Феодоровича Романова.

Послал Господь Свой Святый Дух в сердца всех православных христиан, яко едиными усты вопияху, что быти на Владимирском и Московском и на всех Государствах Российскаго Царства, Государем, Царем и Великим Князем всея России Самодержцем, Тебе, Великому Государю Михаилу Феодоровичу.

Целовали все Животворный Крест и обет дали, что за Великаго Государя, Богом почтеннаго, — Богом избраннаго и Богом возлюбленнаго, Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержца, за Благоверную Царицу и Великую Княгиню, и за их Царские Дети, Которых Им, Государям, впред Бог даст души свои и головы положити и служити Им, Государям нашим верою и правдою, всеми душами своими и головами.

И иного государя, мимо Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержца; и Их Царских Детей, которых Им Государям впредь Бог даст, искати и хотети иного государя из каких людей ни буди, или какое лихо похочетъ учинити, то нам боярам, и окольничьим, и дворянам и приказным людям, и гостем, и детям боярским, и всяким людям на того изменника стояти всею землею за один.

Прочтоша сию Утвержденную Грамоту на Великом Всероссийском Соборе, и выслушав на большее во веки укрепление — быти так во всем потому, как в сей Утвержденной Грамоте писано. А кто убо не похощет послушати сего Соборнаго Уложения, его же Бог благослови; и начнет глаголати ино, и молву в людях чинити, то таковой, аще от священных чину, и от бояр, Царских синклит, и воинских, или ин кто от простых людей, и в каком чину не буди; по Священным Правилам Святых Апостол, и Вселенских Седми Соборов — Святых Отец, и Поместных; и по Соборному Уложению всего извержен будет, и от Церкви Божией отлучен, и Святых Христовых Таин приобщения; яко раскольник Церкви Божией и всего православнаго христианства мятежник и разоритель Закону Божию, а по Царским Законам месть восприимет; и нашего смирения и всего Освященнаго Собора, не буди на нем благословения от ныне и до века. Да будет твердо и неразрушимо в предыдущия лета, в роды и роды, и не прейдет  ни едина черта от написанных в ней.

(Братья и сестры, сегодня 5 марта – память того судьбоносного события нашей Великой Русской Истории,когда наши предки дали Клятву Верности Богу и Богоизбранному Царственному Роду Романовых в 1613 году. Господь призвал на Царство Святого Благоверного Государя нашего Михаила Феодоровича Романова. Богу нашему Слава, во веки веков. Аминь.)

А на Соборе были Московскаго Государства изо всех городов Российскаго Царства власти: митрополиты, епископы и архимандриты, игумены, протопопы и весь Освященный Собор. Бояре и окольничие, чашники и стольники и стряпчие, думные дворяне и дияки и жильцы. Дворяне большие и дворяне из городов. Дияки изъ приказов. Головы стрелецкие, и атаманы казачьи, стрельцы и казаки, торговые и посадские и великих чинов всякие служилые и жилецкие люди; и из всехъ городов, всего Российскаго Царства выборные люди.

Своеручные подписи: (следует больше восьмидесяти подписей, причем подписывались только грамотные).

А уложена и написана бысть сия Утвержденная Грамота за руками и за печатьми Великаго Государя нашего Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея России Самодержца, в царствующем граде Москве, в первое лето Царствования Его, а от сотворения мира 7121-го.

(Краткий текст Грамоты 1613 г. взят из книги генерал-майора И.К. Кириенко

“1613 год  от чести и славы к подлости и позору февраля 1917 года”.

Воспоминания,1963.)

Святоотеческий комментарий.

“…Торжественная и вместе страшная грамота, – пишет преподобный отец  Феодосий (Кашин) Кавказский, – Ею клятвенно связаны с Царями из Дома Романовых не только сами предки, составители ее, но и все мы, потомки их, до скончания века. Многие угодники Божии не только новозаветные, но и ветхозаветные хранили обеты, данные за них прежде рождения родителями их; это обязывает и нас к тому же. Соблюдение сего обета, данного за нас клятвенно нашими предками, – залог нашего благополучия, как временного – на земле, так и вечного – на Небесах – по слову Божию; и наоборот: несоблюдение его есть великий грех перед Богом, влекущий за собою наказание, как и показала революция.”

Отлучается от Церкви, проклянется всякий, кто не только участвовал тайно или явно в революциях, но и кто выражал даже простое сочувствие февральско-октябрьскому бунту и пользовался плодами кровавых завоеваний.

Как только изменники генералы, министры и думцы, благословленные духовенством, при предательском молчании народа, отреклись от служения Царю и тем насильно вырвали Царское отречение от дальнейшего невозможного Государственного служения, так сразу же для всех очевидно начались бедствия России: междоусобицы, голод, мор, болезни, убийств, насилие безбожия над Верой, смерть безчисленных мучеников Христовых и Царских слуг. Повторилось страшное чудо Гнева Божия и наказания, повторилось на глазах у всех для того, чтобы мы поняли, что предки наши дали за нас Обет Богу на вечные времена служить верно Самодержцам Православным

– на благо, на счастье нам, потомкам, чтобы мы поняли, что есть один-единственный путь для возврата к богоугодной, мирной жизни: покаяться в своем безумии и восстановить каждому из нас в своем сердце святую и нерушимую силу нашего общерусского родительского благословения 1613 года. К этому зовут нас все святые угодники Русской Земли, к этому зовет нас и простой здравый смысл – на основании горького опыта революции.

Утвержденная Грамота для каждого русского человека подобна родительскому благословению, навеки нерушимому. В ней ясно сказано все то, что русский человек должен хранить, как святыню: свою Веру, своего Царя и свое Отечество.


Еще в XIX столетии Святитель Феофан Затворник предупреждал: “Коренные стихии жизни русской выражаются привычными словами: Православие, самодержавие, народность (то есть Церковь, Царь и Царство). Вот что надобно сохранять! И когда изменяются сии начала, Русский народ перестает быть Русским. Он потеряет тогда священное трехцветное знамя. Черно-золото-белый стяг – единственный в истории России государственный флаг – символизирует вековую Православную Русскую идеологию: Бог, Царь, Россия! Золото благодати Святого Духа, почивающего на Главе Божьего Помазанника, изображается на флаге между Непостижимым Творцом и Русским Белым Царством.”