Фреска

Святого Благоверного Царя

Иоанна Грозного.

Существует еще одно доказательство святости наших Царей. В Спасо-Преображенском соборе Новоспасского монастыря, построенном при Великом Князе Иоанне III в 1491 г. сохранилась  фреска Государя Иоанна Васильевича Грозного, на которой Он изображен с нимбом.

Над правым плечом фигуры имеется надпись “Црь”, над левым—“Iωанн”. Плащ с растительным орнаментом застегнут у шеи, длинное платье перехвачено поясом и разделено вертикальной каймой. На головешапка в самоцветах, с меховой опушкой. Вся одежда украшена драгоценными камнями по вороту и кайме.

Фреска датируется XVII веком, т.к. зодчие Дмитрий Телегин, Никифор Кологривов, Иван Акинфов и Григорий Копыла разобрали и полностью переложили Спасо-Преображенский собор монастыря в 1649 г. Во второй половине 80-х гг. XVII века собор был заново расписан во времена Царствования Государя Петра Алексеевича. А 5 августа 1689 г. собор был вновь освящен. Еще раз фрески Спасо-Преображенского собора были возобновлены в 1837 г.

Кроме изображения Царя Иоанна, на фресках собора были написаны все русские Государи от Святой Равноапостольной Великой Княгини Ольги до Царя Алексея Михайловича. И это конечно не случайно, ведь Новоспасский монастырь всегда являлся родовой усыпальницей  Романовых.

Император Петр I, при котором произошла наиболее радикальная реставрация фресок монастыря, был известным почитателем Царя Иоанна Грозного и считал Себя продолжателем великих дел Его.

Во время торжеств после заключения мира со Швецией герцог Голштинский  построил триумфальные ворота, на которых с одной стороны был изображен Петр Великий в триумфе, а с другой  Царь Иоанн Васильевич. Это вызвало неодобрение знатной публики. Но Императору это изображение так понравилось, что Он обнял герцога, поцеловал и публично сказал:

“Эта выдумка и это изображение самые лучшие изо всех иллюминаций, какие только Я во всей Москве видел. Ваша светлость представили тут собственные Мои мысли. Этот Государь (указал на Царя Иоанна Васильевича) — Мой предшественник и пример. Я всегда принимал Его за образец в благоразумии и в храбрости, но не мог еще с Ним сравняться. Только глупцы, которые не знают обстоятельств Его времени, свойства Его народа и великих Его заслуг, называют Его тираном”. (Петр Великий: Государственные деятели России глазами современников. — М., 1993. – с. 355- 356).

Святые Цари Иоанн Васильевич Грозный и  Федор Иоаннович.
Фрагмент фрески Спасо-Преображенского собора
Новоспасского монастыря в Москве, 1689 год.