Доценко И.И.

Отец Отечества.

“Святой Благоверный Император Петр Великий – Отец Отечества.”

Современная икона (2013 г.)

«Если мужа праведнаго память должна быть с похвалами, да и с похвалами вечными, по словам Духа Святаго, то, собравшись мы в сей священный храм, ничего прежде вообразить не можем, ни на что прежде с большею похвалою язык наш не должен устремиться, как на основателя сего храма и царствующего града сего, Петра, глаголю, именем славнаго, делами великаго, истиннаго Отца Отечества нашего».(1) Такими словами у гроба Святого Благоверного Императора Петра Великого начал свою проповедь выдающийся архипастырь, истинный ревнитель Православной веры митрополит Платон (Левшин).

«Отец Отечества» – это титул Государя Петра Алексеевича, данный Ему русским народом вместе с титулами «Император» и «Великий» во время празднования Ништадтского мира в октябре 1721 года. «В 22 день октября, в день определеннаго ради мирнаго постановления торжества изволил Его Величество быть в соборной церкви Пресвятыя Троицы, где по отправлении литургии в начале трактат с его Величеством Королем и короною Шведскою заключеннаго и подтвержденнаго вечнаго мира явственно член; а потом от архиепископа Псковскаго поучение на кафедре сказывано, в котором все Его Величества дела и славныя действа со всеми благодеяниями, которыя Он во время сего Своего государствования особливо же во время сей войны Своему государству и подданным показал, пространно показаны, и что Ему имя Отца Отечества, Императора и Великаго по достоинству имети подобает. По окончании же того поучения приступил весь Сенат к Его Императорскому Величеству и Канцлер господин Граф Головкин говорил от онаго именем всех государственных чинов Его Величеству последующую речь:

“Всепресветлейший Державнейший Монарх Всемилостивейшии наш Самодержец.

Вашего Царскаго Величества славныя и мужественныя воинския и политическия дела, чрез которыя токмо единые вашими неусыпными трудами и руковождением мы ваши верные подданные из тьмы неведения на Феатр славы всего света, и тако рещи из небытия в бытие произведены, и во общество политических народов присовокуплены, яко то не токмо нам но и всему свету известно. И того ради како же возможем по слабости своей доволно благодарных слов изобрести, за то и за настоящее исходатайствование толь славнаго и полезнаго государству Вашему с короною свейскою вечнаго мира, яко плода трудов рук Ваших по достоинству возблагодарити. Но ведая для Вашего Величества не имеюща в таких хвалах благоугождения не смеем оных зде распространить; однако же да не явимся тщи в зазор всему свету, дерзаем мы учрежденный Вашего Величества Сенат, имянем всего Всероссийскаго государства подданных Вашего Величества всех чинов народа всеподданнейше молити; да благоволити от нас во знак малаго нашего признания, толиких отеческих нам и всему нашему Отечеству показанных благодеяний, Титул Отца Отечествия, Петра Великаго Императора Всероссийскаго приняти, из которых титул Императорский Вашего Величества достохвальныи Антецессорам от славнейшаго Императора Римскаго Максимилиана, от неколиких сот лет уже приложен, и ныне от многих Потентатов дается. А имя Великаго, по делам Вашим Великим, по достоинству Вам уже многие и в печатных письмах прилагают. Имя же Отца Отечествия, мы хотя и недостойни такого Великаго Отца, но по милости Божии нам дарованнаго дерзаем Вам приложить, по прикладу древних Греческих и Римских Сигклитов, которые своими славными делами и милостию прославившимся Монархам оное прилагали. Ваше отцелюбивое нисхождение к нам, подает нам такое дерзновение, что Вашему Величеству при подданнейшем благодарении нашем; Твоя от Твоих и достойное достойному воздаем, всенижайше прося по славному в свет великодушию своему тоя милости нас удостоити, и сие приношение от нас милостивейше восприяти.

Виват, Виват, Виват Петр Великий Отец Отечествия Император Всероссийский”. (2)

В петровское время Царский титул «Отец Отечества» по внутреннему смыслу был неразрывно связан с долгом Монарха. В своем весьма значимом труде  «Правда воли монаршей» выдающийся церковный деятель и сподвижник Петра Великого архиепископ Феофан (Прокопович) писал: «Царей должность есть (якоже и в учении отроческом, в пятой заповеди положено) содержать подданных своих в безпечалии, и промышлять им всякое лучшее наставление как к благочестию, так и к честному жительству – да будут же  поддании в безпечалии, должен Царь пещися, да будет истинное в Государстве правосудие на охранение обидимых от обидящих подданных себе: такоже и да будет крепкое и искусное воинство, на защищение всего Отечества, от неприятелей: А что бы было и всякое лучшее наставление, должен Царь смотреть, что бы были искуснии учители, как духовнии, так и гражданстии, довольное число». (3)

Сам же  Петр Великий говорил так: «Гоняйтесь за дикими зверями, сколько вам угодно; эта забава не для Меня; Я должен вне Государства гоняться за отважным неприятелем, а в Государстве Моем укрощать диких и упорных подданных… Я  Приставник над вами от Бога, и Моя должность, чтобы недостойному не дать, а у достойного не отнять. Буде добр будешь, но не столько Мне, сколько себе и отечеству добра сделаешь; а буде худ, то Я истец буду: ибо Бог того от Меня за всех вас востребует, чтобы злому и глупому не дать места вред делать. Служи верою и правдою, то в начале Бог, а при Нем и Я тебя не оставим, и тогда ты будешь иметь во Мне Отца». (4)

Это вызывало и поныне вызывает непонимание, непринятие и осуждение Царского служения Петра Великого. И на это Он отвечал: «Я ведаю, почитают Меня строгим Государем и тираном. Ошибаются в том не знающие всех обстоятельств. Богу Всевышнему известно сердце и совесть Моя, колико соболезнования имею Я о подданных и сколько блага желаю Отечеству. Невежество, упрямство, коварство ополчались всегда на Меня с того самаго времяни, когда полезность в государство вводить и суровыя нравы преобразовать намерение принял. Сии-то суть тираны, а не я. Честных, трудолюбивых, повинующихся, разумных сынов Отечества возвышаю и награждаю Я, а непослушных и зловредных исправляю по необходимости. Пускай злость клевещет, но совесть Моя чиста. Бог — Судия Мой. Неправое разглагольствие в свете аки ветр…Не сугублю рабство чрез то, когда желаю добра, ошурство упрямых исправляю, дубовые сердца хочу видеть мягкими; когда переодеваю подданных в иное платье, завожу в войсках и гражданстве порядок и приучаю к людкости, не жестокосердствую, не тиранствую, когда правосудие обвиняет злодея на смерть». (5)

И еще: «Монастырские с деревень доходы употреблять надлежит на богоугодные дела и в пользу государства, а не для тунеядцев… Наши монахи зажирели. Врата к Небеси – вера, пост и молитва. Я очищу им путь к раю хлебом и водою, а не стерлядями и вином. Да не даст пастырь Богу ответа, что худо за заблудшими овцами смотрел». (6)

Каковы же у Него были формы исправления Своих подданных? «Врачую тело Мое водами, а подданных – примерами: и в том и другом исцеление вижу медленное: все решит время; на Бога полагаю надежду,» – говорил Он. (7) Эти Царские примеры поражали своей необычностью. «Видишь, братец, Я и Царь, – говорил и показывал Он, – да у Меня на руках мозоли; а все от того: показать вам пример и хотя бы под старость видеть мне достойных помощников и слуг Отечеству». (8)

Служение «Отца Отечества» у Петра Великого неразрывно было связано с самопожертвованием. Так, в обращение к воинам перед Полтавской битвой Он сказал: «А о Петре ведайте, что Ему жизнь Его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и в славе, для благосостояния вашего». Самым ярким и убедительным примером Его отцовской любви к своим подданным стало спасение в Лахтинском заливе утопающих в ледяной воде матросов, что, скорее всего, и стало основной причиной Его столь раннего ухода в Вечность.

Особое внимание Великого преобразователя России было приковано к духовному просвещению и образованию своего народа, к разнообразным знаниям, к усвоению технических и военных новшеств – ко всему тому, что силой человеческого разума преобразует внешнюю сторону жизни общества, служит процветанию Отечества. «Ибо на что ни обратим взор свой, все Ему одолжено началом, все плод Его благоразумия и просвещения. Он ввел во Отечество наше художество и науки. Его рука открыла нам завесу видеть случаи света, и в них проникая, предварять все противных замыслы… Его просвещению самая Церковь признает себя одолженною, ибо новое от Него получила светило. И сие бо самое, что с сего места народу поучения провозглашаем, и сие самое есть плод Его благоразумия. Словом, все что ни видим, что ни вообразим, Петр или изобрел, или утвердил, или основал, или к тому случай подал». (9)

Петр Великий не приклонялся перед Западом. От Его глаз в путешествии по Европе не были скрыты ее несовершенства и пороки. «Добро перенимать у французов художества и науки, – говорил Он, – сие желал бы Я видеть у Себя. А в прочем Париж воняет». (10) Но и  источником тех же научных знаний Он Европу не считал. «Колыбелью всех знаний» Он признавал Древнюю Грецию. «А поляки, равно как и все немцы, пребывали в таком же непроходимом мраке невежества, в каком мы пребываем доселе, и только непомерными трудами правителей своих, открыли глаза и усвоили себе прежние греческие искусства, науки и образ жизни. Теперь очередь приходит до нас, если вы только поддержите Меня в Моих важных предприятиях…может быть, еще на нашем веку вы пристыдите другие образованные страны и вознесете на высшую степень славу Русского имени». (11) Занявшая территорию Древней Греции Византия для Петра Великого как Православного Государя служила образцом Самодержавного управления.

Сакральная связь России с Византией всегда ассоциируется с святоотеческой историософской концепцией «Москва – Третий Рим». Согласно ей, Москва (Россия) – Третий Рим, то есть наследница Византии, – Второго Рима.
Первый Рим, «вечный» город, был столицей самой могущественной Империи в мировой истории. В  его образовании и возвышении безусловно усматривается особый Божий Промысел. Византия стала ее не только политической, но и духовной преемницей.(12)

В течение целого тысячелетия Второй Рим во главе с Помазанником Божиим занимал во всем мире ведущее место в деле укрепления и сохранения Православной веры. Однако, не всегда до конца он оставался верен Православию, его духовным и нравственным идеалам, что и привело его к неминуемой гибели. (13)

После падения Константинополя духовную миссию Второго Рима возложило на себя Православное Московское государство. Можно сказать, что внешним выражением этого стало изгнание Великим Князем Василием Темным митрополита Исидора, принявшего Флорентийскую унию. Немного позже (1523г.) преподобный Филофей, старец Псковского Елеазарова монастыря, написал Великому Князю Василию III Послание, в котором и было записано: «Два Рима пали, Третий стоит, а четвертому не быть». Особую роль в становлении Москвы как Третьего Рима сыграла титаническая деятельность первого русского Царя Иоанна Васильевича Грозного. (14)

«…А потом будет Петр Великий. Славянофилы могут биться в истерике, но именно Он (Петр Великий – Д.И.) по-настоящему сделал Москву, Россию третьим Римом. Единственный в мире противовес, который существует и противостоит западному миру, – его создал Петр Великий. Неудивительно, что Он же восстановил и титул, первым назвав Себя Императором». (15)

Таким образом, в1722 г. Россия была провозглашена Империей, причем Империей в подлинном смысле этого слова, основным свойством которой, «является то, что Империя одна. Подобно тому, как А.С. Хомяков начинал в свое время трактат о Церкви знаменательными словами: «Церковь одна» – так  трактат об Империи следовало бы открывать словами: «Империя одна». Никаких «Британских», «Французских», «Японских», тем паче американских империй не существует и по самой идее Империи существовать не может. И второе важнейщее свойство: Империя не умирает, лишь передает эстафету». (16)

В своей работе «Россия и Запад» Ф.И.Тютчев так об этом рассуждает: «Вселенская Монархия – это Империя. Империя же существовала всегда. Она только переходила из рук в руки. Четыре Империи: Ассирийская. Персидская, Македонская, Римская. С Константина начинается пятая Империя, окончательная – Империя христианская» (здесь у Ф.И. Тютчева империи соответствуют царствам из толкования пророком Даниилом сна Новуходоносора, о чем еще будет сказано ниже). (17)

При обосновании поднесения титула «Отец Отечества» указывалось, что имя «Отец Отечества» даётся «по прикладу древних греческих и римских сингклитов, которые своим монархам оное предлагали».

«Он (Рим – Д.И.) возник, дабы высшей властью управлять народами земли, утверждая дисциплину, дабы установить мир, быть снисходительным к побежденным и сокрушать непокорных» [Вергилий «Энеида» 6, ст.852-854]. Но то, что в культурном и сакральном плане относится к Царской власти, в императорском Риме в значительной мере было заимствовано из Древнего  Востока, особенно из царской традиции Древнего Ирана.

«Почти в тоже время, как Ромул и Рем основывали Рим, зародилась на Ближнем Востоке идея миродержавного Царства – Царства по преимуществу, – способного и, значит, обязанного взять на себя ответственность за судьбу и благосостояние если не всего мира, то окружающих народов. Древнеперсидская формула «царь царей», известная со времен Кира Великого (559-529 до Р.Х.), воспринятая греками … и дожившая (в современном персидском «шах-ин-шах») до наших дней, имела отнюдь не исключительно квантитативный смысл «властитель многих городов, многих (меньших по размеру) царств», как часто думают, ни тем паче, «царь среди других царей», «первый среди равных». (18)  Это «любопытное выражение», пишет исследователь древних индоевропейских социальных терминов Э. Бенвенист, означало именно «царь стоящий над другими царями». «Это сверхцарская власть, как бы царская власть во второй степени, распространенная и на тех, кого остальной мир рассматривает как царей». (19)

В последнее время учеными выяснено месторасположение прародины древнеиранской цивилизации. Территориально она совпадает с исконно русскими землями. В период 1300-1000 гг. (а, может быть, и раньше) индоевропейские племена, обитавшие в волжско-уральских степях и на самом Урале, появляются в западных областях современного Ирана (в Загре). В истории за этими племенами утвердилось название «иранские арии». (20) В 9-8 вв. до Р.Х. они обосновались на территориях, близких к Луристану, и стали называться мидийцами и персами. Постепенно, в течение нескольких столетий мидийцы и персы продвигались на Передний Восток, пока не образовали могущественное Ахеменидское царство. Ахеменидская держава стала настоящей Империей. После ее завоевания Александром Македонским она распалась на целый ряд государств. (21)

У древних иранцев всегда сохранялась память о северной прародине и своих арийских предках. Это отразилось прежде всего в самом названии их страны,- Аиранам («страна арийцев (иранцев)»). От него происходит современное название Ирана (Иран, Ирон, Эрон). Принадлежность к арийскому роду обязательно подчеркивалась древними персидскими государями. В одной из надгробных надписей в Накш-и Рустаме(DNа) Дарий1 представляется следующим образом:

Царская надпись ахеменидов.

«Ахура Мазда есть великий бог, который создал эту землю, который создал это небо, который создал человека, который создал счастье для человека, кто сделал Дария царем, единственным царем многих, единственным правителем многих. Я Дарий, великий царь, царь царей, царь многих стран, царь на этом огромном пространстве, сын Виштаспы, Ахеменид. перс, сын перса, арий из арийского рода».(DNа 1-15)». (22)

Падение империи Ахеменидов  в результате блестящих побед Александра Македонского над последним представителем этой династии Дарием существенно не повлияло на связанную с идеей государства традиционную культуру персов. Касаясь вниманием сохранения царского величия Древнего Востока в странах, оказавшихся под властью македонского завоевателя и его преемников, нелишним будет вспомнить толкования таинственного сна вавилонского царя Навуходоносора, данные святым пророком Даниилом: «Ты, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу… Ты- это золотая голова! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. А четвертое царство будет крепко, как железо… И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не сокрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» [Дан.2,37-40,44].

Согласно православной традиции, в пророчестве Даниила говорится о четырех царствах: Ассиро-Вавилонском, Персидском, Империи Александра Македонского и Римской Империи. С правления Константина Равноапостольного начинается Империя христианская, Царство, которое «будет стоять вечно».

В 522 г. до Р.Х. Вавилон был завоеван персами, и Кир стал правителем огромной могущественной Империи. «Народы, отдаленные от Кировых областей на несколько дней или на несколько месяцев пути, никогда его не видавшие, или отчаявшиеся когда-либо его увидеть, охотно признавали власть его над собою. Поэтому-то он затмил собою всех государей, коих порода или право завоевания возводили на престол… он умел приобрести любовь своих подданных до того, что им приятно было жить под его властию» [Ксенофонт «Киропедия» гл.1]. Царь Кир неоднократно упоминается в Священном Писании и в первый раз – как предмет пророчества еще за полтора века до своего рождения: «Который (то есть Господь) говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен!»- и храму : «ты будешь основан!» «Так говорит Господь Помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись; Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; И отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я- Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев. Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня. Я- Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня, дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного»[Исаия 44.28-45.1-6].

В течение всего периода своего существования Ахеменидская Империя обеспечивала за Азией сравнительно правильную и прочную правительственную систему на основе редкого для того времени уважительного и гуманного отношения к покоренным народам, каждый из которых сохранял свой язык, свою религию, свои нравы, законы, нередко, и своих национальных царей.

В характере иранских государей отражалось  исконное благородство древних арийцев. «Начиная с пятилетнего возраста, и кончая двадцатилетним,-писал Геродот о персах,- обучают они детей только трем предметам: верховой езде, стрельбе из лука и правдивости. Лживость считают они постыднейшим пороком; вторым после него- иметь долги, между прочим и главным образом потому, говорят они, что должнику необходимо лгать» [Геродот136-138].
Рассказывая про царя Кира, Ксенофонт добавляет: «Он воспитывался по обычаю Персов, кои, отличались в этом от многих других народов, занимались прежде всего общественною пользою. В других землях воспитание детей предоставляется  на волю отца; возмужав, они живут, как хотят: им запрещается только красть, грабить, нападать на домы, оскорблять кого-либо понапрасну, соблазнять жену другого, неповиноваться властям и, если кто нарушает закон по которой либо из сих статей, тот подвергается наказанию. Но законы персидские предупреждают зло и образуют граждан так, чтобы они никогда не были способны к подлости и разврату» [Ксенофонт «Киропедия» гл.1]. (23)

Персидское царство сменило греческое. Это произошло после того, как македонский завоеватель усмирил развращенных демократическим блудомыслием южных греков, показав своими победоносными походами против персов, их давних врагов, преимущество армии во главе с монархом. Расширение границ новой империи имело огромное значение для государственного развития древней Индии. «Александр Македонский и его наследник Селевк подготовили почву воцарения Чандрагупты и династии Маурьев. Возникла величайшая из когда-либо существовавших в Индии империй…». (24)

Внуком Чандрагупты был один из самых выдающихся монархов в мировой истории царь Ашока. В одном из своих эдиктов Ашока, давая наставления чиновникам, говорил: «…Люди незавоёванных территорий могут подумать: «Каковы намерения царя относительно нас?» — Мое единственное намерение в том, чтобы они жили без страха предо мной, могли мне доверять, и чтобы я мог дать им счастье, а не горе. Более того, они должны понять, что царь простит тех, кто может быть прощён… Вы же должны исполнять свои обязанности и заверить их так: «Царь как отец. Он чувствует по отношению к нам то же, что он чувствует по отношению к себе. Мы для него, как его собственные дети» [Наскальный эдикт 2, 256 г. до Р.Х].

Дойдя до Индии, Александр Великий достиг границ арийского мира и таким образом он его объединил, сблизил его народы, о чем ярко свидетельствует история последующих веков. «То, что за его смертью последовал быстрый развал системы, доказывает не то, что она была нежизнеспособна, а то, что только Александр мог ее создать и обеспечивать ее существование. Его последователи, сознавая, что им это не под силу, быстро умерили свои аппетиты, соизмерив их со своими возможностями. Но образ Вселенской Монархии не пропал. Позже он будет воспринят Августом в адаптированной к новому времени форме, и Римская империя в значительной степени станет воплощением мечты Александра». (25)

Преемники Александра Великого усиленно насаждали среди своих подданных собственный царский культ, воплощавший идею нового эллинистического государства. Особые религиозные обряды должны были подымать авторитет царской власти. Этот культ вместе с другими политическими институтами эллинистического Востока был унаследован и получил дальнейшее развитие в Римской Империи. В правление Императора Домициана (81-96 гг.) устанавливается римское самодержавие по типу восточных эллинистических монархий, а в правление Императора Диоклетиана (284-305 гг.) – неограниченная абсолютная  монархическая власть, которую Император с Сенатом уже нисколько не разделяет. Император Сам становится  источником власти и выше всех законов. Такое Самодержавие утвердилось и в Православии.

Примечания:

(1) Платон Левшин. Слово при случае совершаемых молитв над гробом Петра Великого// Петр I в русской литературе XVIII века. Тексты и комментарии, СПб., 2006

(2) Указы блаженныя и вечнодостойныя памяти Государя Императора Петра Великаго Самодержца Всероссийскаго состоявшиеся с 1698 по кончину Его Императорскаго Величества. генваря по 28 числ. 1725 году. Напечатаны по указу всепресветлейшей державнейшей великой Государыни Императрицы Анны Ивановны Самодержицы Всероссийской. При Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге. 1780 года,стр.384

(3) «Правда воли монаршей», Москва, 1722, стр.26

(4) «Изречения Петра Великого», СПб., 2012, стр.10,17

(5) «Изречения Петра Великого», СПб., 2012, стр.15,14
К тому же особо суровые указы Петра Великого большей частью имели отношение к высшим сановником. Так в одном из таких указов говорится: «Господа Сенат! Понеже уведомлены мы, что вы по доносам фискальским ни единого главного дела не вершили, но все проманеваете время до времени, забывая Бога и души свои, того ради сие последнее, о сем пишу к Вам. Ежели пяти или шти дел главных, буде более не успеете (о которых вам будут фискалы доносить) до ноября первого числа не вершите и преступником (которые для своих польз интерес государственной портят) не учините смертную казнь, не щадя никово в том и ежели инако в том поступите, то вам сие будет. Петр».

(6) «Изречения Петра Великого», СПб., 2012, стр.50

(7) «Изречения Петра Великого», СПб., 2012, стр.9

(8) Записки Ив.Ив. Неплюева, СПб., 1893, стр.103

(9) Платон Левшин, Там же.

(10) «Изречения Петра Великого», СПб., 2012, стр.48

(11) «Изречения Петра Великого», СПб., 2012, стр. 8-9.

(12) История Первого Рима особым образом отмечена чудесным явлением на небе перед Императором Константином Великим, еще не уверовавшим во Христа, и Его войском Животворящего Креста Господня.

(13) Падению Царьграда предшествовало много предзнаменований. Самым ярким из них представляется явление огня и света, исходящих из купола Софии. Византийский историк описывает его так: «В 21 день мая, грехов ради наших, было страшное знамение в граде: ночью осветился весь город … Сбежалось множество людей и увидели: у великой церкви Премудрости Божией, из окон купола, изошел великий пламень огненный, надолго окружил купольную шею, и собрался пламень и соединился в единый, и был как свет неизреченный, и се взят был на небо. … Когда же свет достиг неба, отверзлись двери небесные и, приняв свет, опять затворились». Патриарх сказал царю: «Этот – тот свет неизреченный, который совокупно действовал в великой церкви Божией Премудрости с прежними светильниками и архиереями вселенскими. Се- ангел Божий, которого утвердил Бог при Юстиниане-Царе на сохранение святыя великия Церкви и града всего, отошел в ночь сию на небо; и сие знаменует, что милость Божия и щедроты Его отошли от нас …» Явление Тихвинской иконы Божией Матери в северных землях Руси также рассматривается как одно из таких предзнаменований.

(14) «Сей Государь (Иоанн Грозный), – говорил Петр Великий, – есть Мой предшественник и образец; Я всегда представлял Его Себе образцом Моего правления в гражданских и военных делах, но не успел еще в том столь далеко, как Он. Глупцы только, коим не известны обстоятельства Его времени, свойства Его народа и великие Его заслуги, называют Его мучителем» (Изречения Петра Великого», СПб., 2012, стр.13)

(15) Статья 1 Основных законов Российской Империи гласила, что «Император Всероссийский есть Монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться Его верховной власти не только за страх, но и за совесть Сам Бог повелевает». Что касается самого Петра I, то Он разделял сложившийся в XVI — XVII вв. взгляд, что Русский Монарх является Цесарем и Преемником Византийских Императоров ещё со времён Киевской Руси. Об этом свидетельствует собственноручная записка Царя-Преобразователя о русском гербе, датируемая приблизительно 1712 — 1718 гг. Вот её текст: «[Сей герб] Сие имеет свое оттуду, когда Владимир Монарх Расийскую Свою Империю разделил. 12 сынам Своим, из которых Владимирския Князи возимели Себе сей герб Святого Егория, но потом Царь Иван Васильевич, когда Монархию от деда Его собранную паки утвердил и короновался, тогда орла за герб Империи Росиской принял, а Княжеской герб в груди оного поставих» (О.Г. Агеева. Титул «Император» и понятие «Империя» в России в первой четверти XVIII века).

(16) Лисовой Н.Н. «Святой Диоклетиан»: таинство Империи/ Трибуна русской мысли, М., 2002, № 2, стр.,66,59

(17) Тютчев Ф.И. Россия и Запад// Литературное наследство. Т.93. Феодор Иванович Тютчев. Кн. 1, М.,1988, стр.224

(18) «Уже в семантике аккадского тронного имени древнего Саргона (Шаррукена – дословно «царя в законе»), правившего в 24 в. до Р.Х., заложено представление о сакрально-правовой выделенности этого как бы единственно законного. Богоизбранного, среди прочих, Царя» (Лисовой Н.Н., Там же, стр.60).

(19) Лисовой Н.Н. Там же, стр.59

(20) В эпоху бронзы на юге Урала расцветает и распространяется до недавнего времени почти не известная цивилизация, столетиями направляющая развитие общественной, религиозной и экономической жизни степных индоевропейцев. Уникальные археологические открытия последних трех десятилетий пролили свет на темные страницы древней истории арийских и протоиранских племен,- создателей Вед и зороастрийских легенд, ставших мифологической основой Авесты. На юге Урала скотоводческо-земледельческая культура протоиранцев (или просто- древних иранцев) известна под названием «андроновская» (по месту ее открытия в селе Андроново). Здесь в семидесятые годы прошлого столетия были обнаружены остатки их городищ, числом около двадцати, получивших название «комплекс Синташта», центральным местом которого явился Аркаим,- древнейший из известных истории городов севера Евразии. Примерно в 17 в. до Р.Х. Аркаим по непонятным причинам был оставлен жителями и никогда уже больше никем не заселялся. В эпоху неолита и в эпоху бронзы этот город представлял собой своеобразный сакральный центр, сосредоточивший высшую власть южно-уральских  андроновцев.

(21) Иран первоначально принадлежал Селевкидам, владетелям Сирии, но они не смогли удержать за собой его территории. Спустя несколько лет после смерти Александра Великого Атропат основал государство в Мидии, и Мидия стала называться Атропатены. На крайнем северо-востоке Ирана образовалось Греко-бактрийское царство, а в Хорасане – парфянское. Парфянский царь Митридат I отнял у Селевкидов Персию, Армению и Месопотамию, захватил часть Греко-бактрийского царства и принял титул «царь царей», принадлежащий прежде иранским царям из династии Ахеменидов. С 3 века по Р. Х. в Иране правили цари из династии Сасанидов.

(22) Гюиз Ф. Древняя Персия, М., 2007, стр. 70

(23) «Обращает к себе особое внимание и отношение некоторых иранских, большей частью уже Сасанидских  царей к христианству. Это было замечено в свое время преподобным Ефремом Сирином. «Шапур обошелся с христианскими святынями  Нисивина мягко, а Юлиан разрушил святыни в Антиохии и угрожал церквям Нисивина. Противопоставление между Юлианом и Шапуром служит именно доказательству глубокого нарушения порядка вещей:

Маг, вошедший в наш город,
Сохранил его святым к нашему стыду,
Он пренебрег своим храмом и почтил  святыню,
Он низверг алтари, построенные из-за нашей немощи,
Он низверг портики к нашему стыду,
Ибо он знал, что только из единого Храма изошла
Благодать, что спасала нас от него три раза.

По мнению многих ученых в этих строках содержится свидетельство Ефрема о грехе отступничества, совершенном нисивинцами. Языческие алтари и портик, вероятно, были построены в ответ на угрозы Юлиана, и именно это сирийский поэт называет слабостью, духовной немощью. Именно по причине этого соблазна Нисивин был принесен в жертву. По мысли Ефрема, судьба Иерусалима, отданного на разрушение за грехи отступничества от Господа, до определенной степени может быть сопоставлена с судьбой Несевина» (Муравьев А. Учение о христианском царстве у преп. Ефрема Сирина/ Regnum aeternum, №1, Москва- Париж, 1996, стр.83).

(24) Уилер М. Древний Индостан, М.,2005, стр.193

(25) Шаму Ф. Эллинистическая цивилизация, М., 2008, стр.49