Доценко И.И.

 

Скипетр. Происхождение,

распространение и символика

древнейшей Царской регалии.


Император Октавиан Август со скипетром в руке. Античная камея. 1 в.

По определению, скипетр (греч. sceptron, лат. sceptrum) – атрибут высшей власти, превосходства и владычества. У европейских народов он относился к первостепенным монархическим регалиям. Известными типологическими предшественниками скипетров, появившихся в историческое время, и древнейшими атрибутами власти являются пастушеский посох (жезл) и боевая дубина (булава, палица). Посох изначально представлял собой орудие управления (он употреблялся также жреческой властью), а дубина еще ассоциировалась с применением особой внешней силы и стала символом мощи земного царства.

 

Скипетр в культурах Древней Греции и Рима.

Первые письменные упоминания о древнегреческих царских скипетрах находятся в гомеровском эпосе «Илиада». Принято считать, что Гомер, жил в 8 веке до Р.Х., намного позже того времени, в которое происходили описанные им в «Илиаде» события. Более всего со скипетром связан образ легендарного царя Микен Агамемнона, – самого могущественного царя Греции, которому при определенных обстоятельствах подчинялись независимые правители материковой Греции, острова Крит и некоторых других эгейских островов (в Спарте Агамемнону воздавались почести как божеству, в Хероне хранился, как святыня, его скипетр). «Скипетродержец» – часто используемый в «Илиаде» синоним слова «царь». Скипетр вручает царю Зевс:

… восстал Агамемнон,

С царственным скиптром в руках,

олимпийца Гефеста созданьем:

Скиптр сей Гефест даровал

молненосному Зевсу Крониду;

Зевс передал возвестителю Гермесу, аргоубийце;

Гермес вручил укротителю коней Пелопсу герою;

Конник Пелопс передал властелину народов Артею;

Сей, умирая, стадами богатому предал Фиесту

И Фиест, наконец, Агамемнону в роды оставил,

С властью над тьмой островов и над Аргосом,

царством пространным.

[Гомер «Илиада» 2, 101-108].

У Гомера царь именовался еще «зевсорожденным» или «вскормленным Зевсом», что особо подчеркивало божественное происхождение царской власти. Как царь в качестве атрибута своей верховной божественной власти Зевс также держал в руках скипетр. В толпе греческого царя узнавали по скипетру и пурпурной одежде. В представлении Гомера скипетр – это «вкруг золотыми гвоздями блестящий» копьеобразный жезл, но без металлического острия. «Из своих фольклорных источников Гомер мог, по-видимому, почерпнуть лишь весьма приблизительное представление о власти и могуществе ахейских владык микенского времени. Однако, творчески перерабатывая древние мифы о ванактах «златообильных Микен», Пилоса, Спарты, переводя их на язык, понятный его аудитории, поэт неизбежно должен был вступить на путь той наивной модернизации прошлого, к которой прибегали в своих картинах художники-примитивы, изображая библейских царей и римских императоров в одежде и с атрибутами современных им королей и герцогов». (1) Поэтому некоторые, какие неизвестно, сведения о царском скипетре у Гомера могут не соответствовать уже для него весьма далеким и темным историческим реалиям. Древняя Греция не отличилась глубиной и разнообразием царской символики и сравнительно мало культивировала пафос регалий власти. Во время, когда жил Гомер, понимание сакрального происхождения и назначения скипетра у греков сошло на нет. В эпосе скипетр, ярко заявив о себе в начале повествования, в дальнейшем вообще исчезает, уступив место копью, которое, вероятно, для гомеровского общества являлось более знакомым и привычным символом царской власти.

Как настоящее оружие для наведения порядка, скипетр использовался Одиссеем:

Если ж кого-либо шумного он находил меж народа,

Скиптром его поражал и обуздывал грозною речью.

[Гомер «Илиада» 2, 198-199].

Ахилл скипетром скрепляет свою клятву, который таким образом становится символом судебной власти:

Скипетром сим я клянусь, который ни листьев, ни ветвей

Вновь не испустит, однажды оставив свой корень на холмах,

Вновь не прозябнет, – на нем изощренная медь обнажила

Листья и кору, – и ныне который ахейские мужи

Носят в руках судии, уставов Зевесовых стражи,-

Скиптр сей тебе пред ахейцами будет великою клятвой.

[Гомер Илиада 1, 234-239].

Так же, как и «скипетроносные» цари, употребляли скипетр герольды, вестники и судьи. «Первоначальной функцией скипетра (греческих царей- Д.И.),- писал всемирно известный ученый-филолог Э. Бенвенист, – нам представляется дорожный посох вестника. Это атрибут путешественника, идущего с правом и властью говорить, но не действовать. Три условия подразумевают одну функцию человека, соединяющего их в себе и проявляющего их в обществе (человек идущий; человек, облеченный властью; человек-рупор). Из предмета, необходимого для человека, несущего известие, скипетр становиться символом его функции, сакральным знаком законности. С этого времени скипетр определяет человека, произносящего речь, человека священного, чья миссия состоит в передаче сообщений, исходящих от властей. Так, от Зевса получен скипетр, последовательно переходивший из рук в руки владельцев и, наконец, попавший к Агамемнону. Зевс передает его как узаконенный символ власти тем, кого назначил говорить от своего имени… Сам по себе «скипетр» есть только палка, посох путешествующего или нищенствующего. Он становится священным лишь в руках царствующей особы, как скипетр Агамемнона, по поводу которого поэт перечисляет всех, к кому он переходил, начиная с Зевса». (2)

Впоследствии скипетры были у гимнасиархов и судьей на состязаниях. У афинян он считался одним из атрибутов священного круга: главы больших семейств, называемые сынами Зевса, когда являлись на агору и заходили в священный круг, то держали в руках особый скипетр.

Также как у гомеровских царей, знаком царской власти был скипетр и у этрусков. Скипетр считался у греков священным атрибутом самого Зевса. Равным образом он должен был рассматриваться этрусками по отношению к их верховному богу-громовержцу Тини. Дионисий Галикарнасский в рассказе о посольстве побежденных этрусков к римскому царю Тарквинию Древнему говорит, что в знак избрания Тарквиния главою союза 12 этрусских городов этруски принесли ему скипетр с орлом на навершии, золотую корону, сиденье из слоновой кости и т.п.

В древнем Риме единоличная власть составляла исключительную необходимость.

Сам Тит Ливий, поклонник республиканского переворота, совершенного Брутом говорил: «Не подлежит сомнению, что тот же самый Брут, прославленный изгнанием Тарквиния Гордого, совершил бы дело роковое для государства, если бы, стремясь к преждевременной свободе, вырвал скипетр у кого-либо из предшествовавших царей. Действительно- что осталось бы с этим сбродом пастухов и изгнанников всех стран, если бы они были сразу избавлены от страха перед царем, были предоставлены всем бурям трибуната? Что было бы, если бы эти пришельцы в чужом городе вступили в борьбу с сенатом прежде, чем брачные союзы, родство, кровь, любовь к новой родине- не скрепили сердца взаимной привязанностью? Раздоры разрушили бы это едва зародившееся государство» [Тит Ливий «Римская история» 2,1].

В республиканскую эпоху посох, подобный царскому (scipio eburneus), отправляясь в курию, носили консулы (два высших должностных лица Римской республики). В качестве знака достоинства уже несколько иной (sceptrum) он сохранился и в императорском ритуале (таким посохом как почетным знаком, награждались также иностранные союзные цари), но императорская  власть вернула ему значение царской регалии. Скипетр римских императоров был изготовлен из слоновой кости и увенчан орлом.

Орел – исключительный по своей значимости древнейший символ власти. Он посланник и спутник высших божеств (сопровождал Зевса и Юпитера), воплощение небесного огня и солнечного сияния (считается, что он способен смотреть на Солнце и при этом не слепнуть). Согласно Пиндару, (3) орлы спали на скипетре Зевса и объявляли его волю людям. Германо-кельтские вороны, как и греческие и римские орлы, также были посланниками высшей воли.

Особенным образом орел связан с культом умерших римских императоров. «Есть у римлян обычай,- говорится в одном древнеримском источнике,- причислять к сонму богов тех императоров, что умерли, оставив после себя детей-преемников; такие почести называются у них апофеозом… Тело покойного предается земле – с пышностью, но в общем также, как хоронят всех людей; а потом лепят из воска изображение покойного, совершенно с ним схожее, и выставляют его при входе во дворец на огромном и высоко поднятом ложе из слоновой кости, устланном покрывалами с золотым шитьем. Восковая фигура лежит на виду у всех, бледная, как больной… Это длится семь дней; приходят врачи, каждый раз приближаясь к ложу… и каждый раз говорят, что ему все хуже. А когда станет ясно, что он уже умер… поднимают ложе, несут его по Священной дороге и выставляют на старом форуме… После этого, взяв ложе на плечи, его несут за пределы города, на поле, называемое Марсовым. Там, в самом широком месте, уже стоит своеобразное строение: четырехугольное, с равными сторонами, состоящее исключительно из скрепленных между собою огромных бревен,- что-то вроде дома. Внутри оно все заполнено хворостом, а снаружи украшивается расшитым золотом коврами, статуями из слоновой кости и разнообразными  картинами. На первом, нижнем строении стоит второе такой же формы и с такими же украшениями, только меньше первого; воротца и дверцы, сделанные в нем, распахнуты. Дальше идут третье и четвертое, каждое меньше расположенного под ним, и все это заканчивается последним, которое меньше всех других… Поднеся сюда ложе, его ставят во второе снизу строение; сюда же несут благовония и пахучие растения… Когда вырастает целая гора из благовоний… начинается конный парад перед погребальным строением… когда совершенно и это, преемник императора, взяв факел, подносит его к зданию… Все это очень быстро загорается… Из последнего, самого небольшого строеньица, вылетает орел… Римляне веруют, что он уносит на небеса душу императора…». [Геродиан 4,2, 1-11].

Более всего по отношению к царской атрибуции орел ассоциируется с его двуглавым изображением. Самые ранние царские изображения двуглавого орла относятся к культуре древних хеттов, где, вероятно, они служили символом верховной власти. (4) В дальнейшем этот символ появляется в Византийской Империи. «Удвоение головы не означает двоичности  или многочисленности частей Империи, но усиливает символику орла. Двуглавый орел репрезентировал власть, которая даже сильнее королевской: власть Императора – Царя-Царей». (5)

Жезл хеттского царя.

В 1 пол. 2-го тыс. до Р.Х. в  Малой Азии возникло единое Хеттское государство, со временем превратившееся, скажем с определенной долей условности, в могущественную империю. Его создателями были хетты,- немногочисленные арийские пришельцы, составившие в нем правившую верхушку и влиятельную аристократическую прослойку. До эпохи великих археологических открытий о Хеттском царстве ничего не было известно.

Хетты первыми стали плавить железо. (6). Этому у них научились ассирийцы, а не наоборот. Хетты и митанни, (7) другие арийские пришельцы, соседи хеттов, создавшие в 16 в. до Р.Х. свое государство в Северной Сирии, познакомили тех же ассирийцев с конями и колесницами. Вообще обнаружение колесниц в любой культуре или государстве в конце бронзового века является самым характерным признаком арийского присутствия. На сегодняшний день большинством ученых установлено, что первые колесницы появились на Южном Урале (некоторые исследователи связывают возникновение колесничества с южно-русскими степями).

У хеттов существовал своеобразный культ железа. Это не могло не отразиться и на царской атрибуции. Например, в тексте хеттского царя Анитты говорится: «Когда на город Пурусханду в поход я пошел, человек из города Пурусханды ко мне поклониться пришел… и он мне один железный трон и один железный скипетр в знак покорности преподнес».

Хеттские изображения представляют царей с длинным посохом, очень похожем на загнутый жезл этрусских и римских авгуров (жрецов), что наводит на мысль о хеттском или вообще малоазиатском происхождении последнего. Здесь надо сказать, что, согласно древнеримским источникам, такой жезл, а не скипетр с орлом, был и у легендарных древнеримских царей. «Вергилий упоминает его уже по отношению к легендарному царю Латину, называя его «загнутым». Сервий в комментариях к этому отрывку дает следующее определение жезла: «Lituus — это загнутый авгурский жезл, которым пользовались для обозначения небесного пространства, ведь рукой (это делать) не дозволялось… [или lituus — это царский жезл, в котором была власть разрешения судебных тяжб]. У Ромула был, видимо, именно такой жезл. Иоанн Лид ошибается, указывая, что навершие ромульского жезла было украшено фигуркой орла. Эта модификация согласно традиции (Dionys. 3. 61. 1) заимствована у этрусков царем Туллом Гостилием. Любопытна здесь полная аналогия царского жезла с авгурским. Как авгуру не дозволялось разделять небо на правую и левую стороны пустой рукой, так и царю не разрешалось вершить божеский суд, разделение тяжущихся на правых и виноватых без скипетра… Отсюда и этимологически близкое латинское слово lis, litis — «судебное разбирательство», и в то же время глагол litare — «искупать, приносить в жертву». Вообще роль жезла в судебном процессе всегда в Риме была очень велика, хотя согласно традиции фестука в виндикационной тяжбе имеет другое происхождение, олицетворяя копье, которым тяжущиеся ритуально пронзали оспариваемую вещь». (8)

Хеттские тексты дают подробное описание ритуального использования царского жезла в придворном  церемониале. В одном из них, описывающем, похоже, начало ритуального пиршества, говорится (современный переводчик текста назвал его тоже «литуусом»): «Царь и царица входят в храм Цабабы. Они преклоняют колени перед копьем; служитель изваяния говорит, глашатай провозглашает. Царь и царица садятся на трон. Дворцовый прислужник вносит покров золотого копья и литуус. Покров золотого копья он вручает царю, а литуус кладет у трона справа от царя. Двое дворцовых прислужников подносят царю и царице воду для омовения рук из золотого кувшина… Царь и царица омывают руки. Глава дворцовых слуг подает им ткань, и они вытирают руки. Двое прислужников расстилают подстилку для коленопреклонений перед царем и царицей. «Стольники» делают шаг вперед, жезлоносец проходит перед ними, подходит к сыновьям царя и указывает отведенные им места. Затем жезлоносец выходит наружу и проходит перед главными поварами, и главные повара делают шаг вперед. Жезлоносец снова выходит наружу, проходит перед «чистым жрецом, владыкой Хатти, и матерью бога их Халки» и указывает отведенные им места. Распорядитель церемоний входит внутрь и представляется царю. Выносят вперед инструменты Иштар, и царь говорит: «Пусть их вынесут вперед!» Распорядитель церемоний выходит во двор и говорит жезлоносцу: «Они готовы, они готовы!». Жезлоносец подходит к воротам и произносит, обращаясь к певцам: «Они готовы. Они готовы!» Певцы берут инструменты иштар. Жезлоносец проходит перед ними, певцы вносят внутрь инструменты и занимают свои места. Повара ставят подготовленные блюда с водой и мясом; они отделяют постное (?) от жирного (?). Жезлоносец проходит перед [различными сановниками] и  указывает отведенные им места [в одном варианте здесь упоминаются «надсмотрщики над пищей»]. Блюда распределены».  (9)

 

Скипетры и жезлы египетских фараонов.

Наконец, крюкообразный жезл, как и жезл с небольшим навершием в виде бутона лотоса, был у египетских фараонов. Арийское происхождение тех из них, которые правили в самый древний, додинастический период египетской истории может вызывать возражения только у недобросовестных исследователей. Ярко выраженными европеоидами на сохранившихся памятниках египетского искусства представлены даже фараоны Нового царства. Таким был и прославленный Рамсес 2. (10) Кроме вышеупомянутых царских жезлов у фараонов еще были два своеобразных скипетра, которые  более первых подчеркивали древнеегипетскую царственность и чаще всего встречаются на древнеегипетских изображениях.

Самобытная, удивительно богатая культура Древнего Египта не показательна без царской тематики, составляющей ее образный стой и основное идеологическое содержание. Скипетры и жезлы фараонов, как и все разнообразные древнеегипетские изображения, отразили символы, в которых воплотились представления египтян о верховной власти. Но необходимо учитывать, что наши знания, раскрывающие суть древнеегипетской символики, в силу огромной отдаленности от нашего времени  тех эпох, когда Египтом правили фараоны Древнего царства, (11) являются, как бы это не казалось странным, весьма скудными и неопределенными. Часто древнеегипетские символы скрывают ни один смысл.

В Древнем Египте считалось, что фараон имеет божественное происхождение. Небесный источник его царской силы открывался  в обрядах, воспроизводивших победу Гора над демоном Сетхом, воплощавшем силы хаоса. Верховный бог, борющийся с силами хаоса и тьмы,- общеарийский сюжет. Оружие победителя тьмы представлялось его основным атрибутом (здесь об этом еще будет сказано), а древнеегипетский зигзагообразный скипетр ( хекет ), служил символом молниеносной небесной энергии, проявлением которой в этих ритуалах, как  верили египтяне, была царская сила, и не только символом, но и самим источником этой силы.

Согласно древнеегипетским легендам, правителю Верхнего Египта был подарен богами могущественный жезл, который предназначен был служить ему в его борьбе с Нижним Египтом. Бытовали у египтян и другие мифы, отразившие различные истории получения божественного жезла. Такое отношение к царской регалии закономерно вписывалось в древнеегипетскую мифологию власти, изобилующую описаниями сверхъестественных способностей фараонов и волшебных свойств их регалий. «Жезл правящий был всемогущим,- говорится в одном древнеегипетском тексте,- он разрезал камень и превращал воду в прозрачную твердь, холодную и сверкающую».

Представление древних египтян о скипетре фараона как о неотъемлемом от права на царствование царском атрибуте, по видимому, передалось живущим по соседству народам. Так, сохранился древнеегипетский рассказ «Взятие Ипу», в котором подтверждение своего права на утраченное царствование покоренный фараоном сирийский царь видит в предъявлении ему скипетра. В нем говорится: «И смутьян из Ипу сказал Джхути: «Желание мое- увидеть скипетр великий царя Менхеперра, да будет он жив, здрав, и невредим! [И показать его моей жене], имя которой «…прекрасная».- Клянусь царем Менхеперра, да будет он жив, здрав, невредим! Сегодня- он твой! [Ты увидешь] прекрасное, когда ты получишь его» [«Взятие Ипу»]. (12) Другой египетский скипетр плеть (нехех) имеет аналог в древнеиранском предании, согласно которому верховный бог Ахура-Мазда вручил первочеловеку Йиме два орудия власти: золотой рог и украшенную золотом плеть.

ПРИМЕЧАНИЯ.

1)      – Андреев Ю.В. Гомеровское общество. СПб., 2004, с. 294.

2)      – Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995, с. 262.

3)      – Graves R. The Greek Myths, Vol. 1-2, Harmondsworth, Middlesex, 1974.

4)      – Gray J. Near Eastern Mythology, L., 1982.

5)      – Сакрализация власти в истории цивилизаций. ч.1, М., 2005, с. 48.

6)      -  До этого изредка, по мере нахождения в ремесленном труде использовалось так называемое метеорное железо. В той же Малой Азии были обнаружены относящиеся к сер. 3-го тыс. до Р.Х. метеоритная булава (Троя) и клинковое холодное оружие могильник (Аладжа-Гююк).

7)      -  Наиболее близкими митанни были к индоариям. Это видно из того, что имена их божеств встречаются в «Ригведе», и система их счета была чисто санскритской.

8)      – Кофанов Л. Л. Инсигнии римских магистратов//Международная конференция «Проблемы исторического познания», Москва, 5—7 марта 1996 г.

9)      -  Гарни О.Р. Хетты. Разрушители Вавилона, М.,2009, стр.190.

10)  – Об этом  свидетельствует его хорошо сохранившаяся мумия. Также недавние исследования генетиков определили западноевропейское происхождение предков фараона Тутатхамона.

11)   - Древнее Царство (28-23 вв. до Р.Х.)- «золотой век» в истории Древнего Египта, время строительства Великих пирамид, сложения основных культурных традиций древних египтян.

12)  ) -  Сказки Древнего Египта, М.,1998, стр.53.