Доценко И.И.

Императорская регалия.

Происхождение, генезис и символика державы.

Императорское яблоко (Reichsapfel).

(Интересно,что католики Генриха II канонизировали. Так он и значится как Генрих Святой. Это любопытно и можно использовать против самих папистов как аргумент святости монарших особ. А этот Монарх  правил до 1054 года, то есть еще до раскола с западными католиками. Следовательно, его и нам можно считать тоже святым.)

«Для исследователей остается проблемой время и конкретные обстоятельства трансформации державы из изобразительного символа в реальный объект» (1)

Византийская Императорская сфера всегда оставалась условным символом власти, представленным только на Императорских монетах и в руках некоторых скульптурных изображений Василевса.

Первое бесспорное свидетельство о державе как о реально существующей регалии относится уже к западно-европейскому монарху. Французский хронист 11 в. Рауль Глабер упоминает «золотое яблоко» (лат. «aureum pomum»), которое папа Бенедикт VIII посылает в дар Генриху II, королю Германии и  императору Священной Римской империи.

Немного раннее «золотое яблоко», вероятно, такое же как «aureum pomum» Генриха II, упоминает в своей «Хронике» (3, 37) Адемар Шабаннский в качестве дара Генриха I Клюнийскому монастырю вместе со скипетром, золотыми императорскими одеждами, золотым венцом и пр.

Еще раннее императорское «золотое яблоко» встречается на императорских печатях и миниатюрах  Трирской школы конца 10 в. ( печать Оттона II (967 –  983), Регистр св. Григория, Евангелие Оттона III (983 – 1002)), где оно похоже на золотую, так сказать, тарелку с большим крестом, изображенным в ее центре. Самое раннее изображение такой «тарелки», но не золотой, а почему то окрашенной в багряный цвет находится на миниатюре из «Библии Карла Лысего» (875-877).

«Формирующееся при Оттоне II представление о том, что его империя – это продолжающая свое существование Imperium Romanorum, а он сам – Romanorum imperator augustus – «император римлян», одновременно подняло вопрос о том, как следует называть народ, который теперь обладает этой империей…

Немецкий теоретик Адам Бременский около 1075 г. впервые заявил, что «Summa imperii Romani» отныне находится у «populi Teutonum».

При Оттоне III его государство именовалось «Римской империей… Оттон III считал свою особу «священной». Он подобно Господу восседал на троне в короне и со скипетром и державой в руках, как запечатлела его печать.

Со времени Оттона III оформляется так называемая «Majestatssiegel» – «печать Величества», с изображением сидящего на троне короля (например, во Франции – с 1035 г.) и императора, которая на протяжении столетий, вплоть до Карла V, остается в качестве самой представительной печатью императора. Ее форма в принципе не изменяется, знаки власти также остаются неизменными – это корона, скипетр и держава». (2)

«Золотое яблоко» Генриха II должно было служить символом, если не самого полного императорского достоинства, то, по крайней мере, достоинства немецкого короля, обоснованно, как он считал, претендующего на обладание империей. Что же внешне оно из себя представляло, из чего было изготовлено?

Как сейчас это нестранно, «аureum рomum» – название предмета, прежде всего указывающее на его форму, к плодам яблони оно относится только этимологически, в значении слова «шар». В Средние века повсеместно в Европе в индо-европейских языках слово «яблоко» имело несколько значений, в том числе и значение появившегося в них позже слова «orb» (от лат. orbe – шар).

Русское слово «шар» известно с 17 в. (не путать с «шарами» («вапами»), то есть с художественными красками).  В 18 в. оно получило распространение по всей России. До этого шарообразные предметы у русских также назывались «яблоками», и красноречивей всего об этом говорит название державы русских Царей в 17 в. Оно было разным, но всегда содержало слово «яблоко»: яблоко, яблоко царского чина, яблоко владомое, яблоко державное, яблоко вседержавное, яблоко великодержавное.

Со временем латинское название «aureum pomum» сменило немецкое «Reichsapfel»

(«Императорское яблоко»), которое в немецкоязычных странах используется и доныне, и которое единственное, кроме аналогичного русского названия «держава», обозначает имперский характер данной регалии. Но «аureum pomum» – самый древний шарообразный атрибут Царской власти, для которого уже в полной мере применимо русское название «держава».

Сохранились тексты 11 века, в которых на латыни раскрывается символический смысл «золотого яблока». В одном из  написано: «aureum pomum quod significat monarchiam regnorum» (приблизительно рус. золотое яблоко, означающее царскую власть). А немногим более поздний текст объясняет более пространно: «Accipe globum  sphaericum ut omnes terrae nationes Romano imperio subjicias» (приблизительно рус. принять все народы земли, как сферический шар представляет римское владычество). (3) Еще один имеет ввиду не золотой а восковой шар: «pila auera rotunda que totius mundi denotat gubernaculum» ( приблизительно рус. кругообразный восковой шар знаменует собой штурвал»).

Восковой шар в качестве «золотого яблока» действительно был. Один из них найден в погребении Генриха III (1046 – 1056). Эта самая древняя из сохранившихся держав. Она изготовлена из железа, дерева и воска. Скорее всего, его форма такая же, как у несохранившегося «золотого яблока» Генриха II. Как и последнюю, эту державу венчает крест. Такой крест может символизировать власть Христа над всеми четырьмя частями света и императора как его представителя на земле.

Золото, из которого, надо полагать, было изготовлено «золотое яблоко», имеет многие глубокие богословские и символические смыслы. На этой императорской регалии  оно, прежде всего, должно рассматриваться как атрибут и эмблема Царского достоинства. В то время в Европе во всех толкованиях первостепенное значение имело Евангелие, где Богомладенцу Христу «золото принесли как царю, ибо царю мы, как подданные, приносим золото» (Феофилакт Болгарский. Благовестник. Толкование на Евангелие от Матфея, гл. II).

Уже при Генрихе IV (1084 – 1105), как это видно на книжных миниатюрах с его изображением, «золотое яблоко» украшается в центре и по краям драгоценными камнями, но вряд ли они что-либо символизировали. Скорее всего, это просто украшение.

Вместе с тем надо заметить, что «сегодняшнее понимание знаков власти средневекового правителя и восприятие их современниками не всегда адекватны, о чем свидетельствуют средневековые немецкие письменные источники, где понятие «знак власти» не имеет прямого эквивалента.

В немецких текстах середины XIV в. обычно сообщается о «клейнодах, драгоценностях империи» («des Reichs Kteinodien»). Состав инсигний германских императоров в позднесредневековых немецких источниках определяется 5-6 предметами: крест, копье с гвоздями от креста, корона, скипетр, держава, меч. Этот набор знаков соответствует той группе символов монархической власти, которые с момента императорского коронования Оттона Великого показаны на большинстве печатей государей – важном коммуникативном средстве косвенной пропаганды инсигний в средневековье: на них сначала изображался бюст монарха в венке, затем он – сидящий на троне с короной на голове, в руках – скипетр и держава». (4)

После поражения, которым закончились в начале 16 в. завоевательные походы Габсбургов, коснувшиеся и Италии, Максимилиану I пришлось принять сан избранного курфюрстами императора без коронации в Риме. «Универсальные права императора отныне окончательно переходят в область иллюзий, «единая всемирная держава» – эта формула исключается из понимания «Священная Римская империя немецкой нации», а «император» становится почетным титулом германских королей». (5)

С того времени Reichsapfel даже в понимании средневековых папистов перестает быть императорской регалией, но в качестве таковой оно всегда сохранялось в Священной Римской империи, прекратившей свое существование только в 1806 г.

Постепенно в течение Средних веков и последующей эпохи Ренессанса «золотое яблоко», украшенное крестом, стало одной из парадных инсигний почти всех западных монархов, однако, известные нам примеры из Польши, Англии, Богемии и др. стран относятся ко времени не раннее 12 в.

Интересно заметить, что «в целом инсигнии французских королей идентичны императорским, что не случайно: Карл Великий определил особое место королевства Франция, считая его империей. Хотя французские короли не претендовали на корону империи, но заявляли, что «в своем королевстве король Франции – император», т. е. не признает суверена на земле кроме Бога (Ле Гофф Ж. Людовик IX. С. 740; Цатурова С.К. Карл Великий. С. 202-203).

Однако имеется существенное отличие: короли Франции никогда не использовали в числе инсигний державу, которую заменял сначала короткий скипетр с лилией, а затем длань правосудия – «символ судебного величия монарха». Она соперничала с другим аналогичным символом – Королевским мечом, относящимся к инсигниям Карла Великого». (6)

В 12 в. «золотое яблоко» становится похожим на земную сферу. С определенной долей условности это показывает одно из них, дошедшее до нашего времени. В 18 в. оно входило в состав «императорских» регалий Габсбургов вместе с еще двумя золотыми державами, из которых после революционных событий конца той эпохи сохранилась только она одна, древнейшая из них. Ее датируют концом 12 века. Она представляет собой золотой шар, дополнительно обвернутый золотой фольгой, с четырьмя золотыми перекрещивающимися обручами и «экватором» посередине. Они украшены драгоценными камнями и филигранью. Эта держава могла быть изготовлена и для «императоров» из династии Гогенштауфенов, и для Филиппа Швабского (коронован в 1198 г.), и для Оттона IV из династии Вельфов (коронован в 1198 г.) или для «императоров» из династии Гогенштауфенов.

То, что держава, к которой приделывались перекрещивающиеся обручи, стала символизировать таким образом именно всю землю, хорошо видно уже из средневековых карт мира с трехчастным делением полушария, до того, как появился первая картографическая модель земного шара.

В Средние века идея о шарообразности Земли не была забыта. В частности, об этом весьма определенно свидетельствовал Фома Аквинский. В Европе первый глобус был изготовлен в 1492 г. немецким географом и путешественником Мартином Бехаймом (1459—1507). На этой модели земного шара диаметром 54 см, Бехайм разместил карту мира древнегреческого ученого Птолемея, так как европейцам еще не было известно о существовании Американского континента.

Поэтому появившиеся вслед за ним во дворцах западно-европейских государей многочисленные глобусы первоначально служили  больше символами знания-власти, нежели практическим пособием по изучению географии. В таком случае глобусы частично принимали на себя ту функцию, которую выполняла держава. Кстати, Глобус Бехайма был назван «Земным яблоком» . (7) Глобусом это маленькое подобие нашей планеты стали называть позже.

Глобусы, которые после открытия Америки и состоявшегося кругосветного путешествия отразили истинную карту мира, первое время синкретично совмещали в себе и учебное пособие, и произведение искусства и символ королевской власти, но с развитием географических знаний и картографии эти функции все более и более стали расходиться.

С появлением глобуса символика формы державы стала совсем понятной. Безусловно – это Земной шар. В абсолютно откровенном виде это представлено, например, на картине Оронса Финне (1530 г.), где изображен Христос с королевской державой в виде земного глобуса, на Северном полюсе которого установлен крест.

В настоящее время держава, символизирующая земной шар и увенчанная крестом, имеет особое, можно сказать, академическое латинское название  «globus cruciger» (рус. крестчатый глобус). Однако, в немецком языке такого названия, обозначающего державу, нет. На немецкий язык и «держава», и «globus cruciger» переводится только  как «рейсапфель». Это древнее германское название императорской регалии осталось неизменным на протяжении многих веков вплоть до нашего времени. В большинстве же западно-европейских языков для королевских держав утвердилось другое латинское название «оrbе» (швед. den orb, англ. the orb, гол. de orb, исп. el orbe, рум.  orb  и т.д.).

Какова же символика держав, не являющихся в отличие от немецкого Reichsapfel императорской регалией?

Существуют различные интерпретации собственно королевских держав.

Например, глобус (земля), который они собой представляют, является владением Христа, а «крест, символизирующий в продолжение римской традиции, божественное происхождение власти монарха» (8) может быть символом и королевской власти.

С другой стороны шар, может представлять собой и не весь христианский мир, власть над которым получает только Император, а отдельное национальное государство. Но, как бы там не говорили, в королевских державах прежде всего усматривается символика земной сферы, всего христианского мира, что не сопоставимо с масштабом любого национального государства.

Следует заметить, что некое подобие державы есть даже у римского папы. Оно представляет собой шар в верхней части папской тиары («тройной короны»).

Похожий шар есть и на многих европейских (шведских, бельгийских, итальянских, испанских, португальских, румынских, венгерских и др.) королевских коронах, представляющие собой или  реальные объекты или геральдические изображения.

 

Примечания.

 

(1)   Я. Бак  Инсингнии  // Словарь средневековой культуры. М., 2003, с. 189-195

(2)   Соболева Н.А. Имперская идея и российская символика власти  (11-16 вв.)

(3)   Percy Ernst SCHRAMM. Sphaira. Globus. Reichsapfйl. Wanderung und Wandlung eines Herrschaftszeichens von Caesar bis zu Elisabeth II. Ein Beitrag zum « Nachleben » der Antike. Stuttgart, Anton Hiersemann, 1958.

(4)   Соболева Н.А. Там же

(5)   Соболева Н.А. Там же

(6)   Соболева Н.А. Там же

(7)   Надо заметить, что первый Император Российский Петр Великий, глобус в качестве модели Земного шара представил своим соотечественникам как «круг земной, в подобие яблока построен» (в древнерус. значение слова «шар» имело ко всему прочему только слово «яблоко» (само слово «шар» в рус. появилось только в  17 и стало распространенным  в 18.

(8)   Michael Molnar M.R.“Symbolism of the Sphere”