Императорская регалия.

Происхождение, генезис и символика державы.

Держава.

Достоверно известно, что в русском Царском церемониале держава появилась  только при Борисе Годунове. Считается, что она была позаимствована у Польши, где все еще носила свое древнее название «яблоко».

Во время венчания этого Царя  на Царство (1598 г.) патриарх Иов после возложения на него Шапки Мономаха подал ему державу со следующими словами: «И сие яблоко знамение царствия твоего; и яко убо сие яблоко приим в руце свои держиши, тако убо держи и вся царствия, вданная ти от Бога, от враг блюдимо и непоколебимо». (1)

На торжественных приемах «яблоко» находилось в левой руке Царя.

Уже согласно чинопоследованию Венчания на Царство Царя Михаила Федоровича, сохранившегося до 18 в., вместе с Крестом, бармами и царским венцом митрополит (или патриарх) передавал Царю в правую руку скипетр, а в левую — державу.

При Венчании на Царство Самого родоначальника дома Романовых перед тем, как передать регалии митрополиту, в своих руках державу держал князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

Держава Царя Михаила Феодоровича (2) хорошо сохранилась и представляет собой золотой шар, разделенный на два равных полушария и увенчанный высоким Крестом.

В свою очередь верхнее полушарие разделено на четыре части, в каждую из которых вписано чеканное изображение из жизни Царя Давида: помазание Давида пророком Самуилом на Царство; победа над Голиафом; возвращение с победы; гонение от Царя Саула. (3)

Такое украшение «яблока» Русского Царя очень похоже на оформление Reichsapfel Священной Римской империи (1570-1590 гг.), которое  также содержало изображение помазание Давида на Царство.

Возможно, эта держава входила в состав даров, привезенных в 1604 г. Царю Борису Годунову Великим посольством императора Священной Римской Империи Рудольфа II. Она свидетельствует о пробудившемся в ту пору имперском самосознании в Московском  Царстве: Русский Царь и даже еще Великий Московский Князь воспринимались как преемники византийских Императоров.

Надо отметить, что имперское самосознание на Руси проявилось еще в эпоху, ничем не предвещающую падение Царьграда. Особым образом об этом свидетельствует записка Императора Петра Великого о русском гербе. Вот её текст: «[Сей герб] Сие имеет свое оттуду, когда Владимир монарх расийскую свою империю разделил 12 сынам своим, из которых Владимирския князи возимели себе сей герб С.Егория, но потом Ц.Иван Ва., когда монархию от деда его собранную паки утвердил и короновался, тогда орла за герб империи росиской принял, а княжеской герб в груди оного поставих». (4)

Русский Царь Алексей Михайлович не был провозглашен Императором, но во всем Православном мире во время Его Царствования Он воспринимался как Новый Константин – ктитор и покровитель православных на всем Христианском Востоке. Поэтому, возможно не случайно, Царское яблоко было заказано Им именно в Константинополе.

Как уже отмечалось здесь в самом начале, в царствование Императрицы Екатерины I Императорская держава Российских Государей называется уже не «яблоком», а «глобусом», и в описании коронации этой Императрицы говорится, что «глобус» выполнен по фасону «древних римских», и добавляется, что «дело того глобуса есть древнее римское и весма удивления достойное». (5)

Это – очень важное свидетельство того, что держава Российской Империи не просто Императорский атрибут, а регалия, которой, несмотря на внешнее сходство с похожими разнообразными королевскими и императорскими инсигниями, нет аналога в Западной Европе. Понимать его надо, прежде всего, в идейном смысле, содержащийся в императорском наследии Древнего Рима.

Если до Петра Великого преимущество отдавалось византийской традиции, хотя в Московском Царстве про Рим никогда не забывали, то в петровскую эпоху внимание к древнеримскому императорскому наследию проявилось необычно ярко и возрастало, кажется, по мере усиления политического и военного могущества России, пока, наконец, она не получила Императорский статус.

Во время празднования Ништадтского мира в октябре 1721 года  Государь Петр Алексеевич получает титул “Император” вместе с титулами “Великий” и “Отец Отечества” «по прикладу древних греческих и римских сингклитов, которые своим монархам оное предлагали».

Титул «Отец Отечества» древнеримскими императорами из всех титулов считался наиболее почетным. (6) В сам церемониал поднесения Императорского титула Петру I частично в изменённом виде была возвращена форма римских и ранневизантийских коронаций.

В дальнейшем в Российской Империи всегда на самом высшем уровне отмечалась преемственная связь российских монархов с Римом. Так, она подчеркивается уже при венчании на Царство Императора Петра II (первого русского Императора, венчающегося на Царство): «изыде Великихъ Государей Царей Российских корень, и самодержавствоваху в Велицей России, от превысочайшаго перваго Великаго Князя Рурика, еже от Августа кесаря и обладающаго всею вселенною…» (вся Вселенная здесь, надо думать, это древнеримский “круг земель”, символом которого на древнеримских изображениях выступал глобус).

В 1728 г. по указу Императора Петра II от 30 марта  на сохранение в Оружейную палату поступило яблоко (глобус) под новым и, наконец, для нас уже привычным названием «держава» ( от ст.-слав. държа — власть). (7)

Тема изложенной статьи не касается иконографии Спасителя, Богородицы и ангелов, в которой как атрибут также присутствует держава, но, все же, говоря о Царской державе, возникает желание затронуть весьма важный вопрос, касающийся понимания смысла явления Державной иконы Божией Матери.

Сама Божия Матерь, повелевая обрести Свою икону, ничего не сказала о ее особом духовном назначении. К тому же при том, что явление Державной стало сразу широко известным, не сохранились или остались неизвестными высказывания о нем признанных святых, обладавших даром духовного прозрения.

Расхожее мнение о том, что таким образом Божия Матерь показала, что Сама взяла скипетр и державу из рук Царя, относится к высказываниям благочестивых людей, заслуживающих уважения, и не более.

По существу смысл явления этой иконы так и остается таинственным, и его поиски, следует признать, могут оказаться связанными даже с риском духовного повреждения. Безопасно для души лишь покаяние, поэтому остается в явлении Державной, прежде всего, видеть Образ, призывающий к покаянию в грехе предательства своего Царя, отрекшегося в тот скорбный знаменательный день от прародительского престола.

Иконография Державной содержит все самые известные Царские регалии: скипетр, державу, венец и трон, но только держава относит этот Образ к очень редкому типу богородичных икон.

Чаще всего из Царских регалий на изображениях Божией Матери встречается трон. Уже в раннехристианском искусстве Богоматерь на троне – едва ли не самый распространенный богородичный иконографический тип, встречающийся в христианском мире повсюду: и на Востоке, и на Западе.

Сидящей на троне Богоматерь изображают даже в тех случаях, где это, казалось бы, совсем не уместно (например, в “Поклонении волхвов”, изображенном на саркофаге в соборе г. Толентина (нач. 4 в.), Дева Мария сидит на курульном (императорском) кресле).

Однако в Царских одеждах с венцом на голове Она появляется уже только на изображениях 6 в. Такой образ “дает иконный тип 6 в.: Божия Матерь представлена “Царицею” (8)

Ее Царские одежды, как правило, всегда соответствовали торжественному наряду супруги монарха той страны, в которой писали  образ, представляющий Ее Царицей. Со временем, хотя и редко, появляются и иконы Божией Матери со скипетром.

Существует расхожее мнение, что Царица Небесная на Державной одета в багряницу, но оно более  чем небесспорно. Царская багряница, классическим образцом которой в иконописи служит порфира (мантия, плащ) византийского Императора, совсем иная по своему покрою, по-иному одевается (всегда не выше плеч) и действительно багряная (пурпурная), а не алая, как на Державной. На Державной же Божия Матерь покрыта обычным для нее мафорием, но только алым, что для иконного изображения вполне допустимо.

Относительно венца Божией Матери на Державной тоже успело сложиться особое мнение. В  нем усматривается двойная корона: царицы Земной и Царицы Небесной. Однако, похожие на этот венцы на главе Божией Матери, хотя и редко, встречаются на русских иконах примерно того же времени, к которому относят создание Державной. К тому же, если корона была бы действительно двойная, то, скорее всего, это сразу же бросалось бы всем в глаза, а не стало замеченным только в наше время одним из специалистов в области иконографии. (9)

Но самое главное в символике Державной не трон, не мафорий, кому-то напоминающий царскую мантию, не венец и не скипетр, а держава, которая кроме своей шарообразной формы ничего общего не имеет с державой Российской Империи или с державным яблоком Русского Царя: это темносиняя сфера очень большого размера (она настолько тяжела, что ее невозможно держать в одной руке) без Креста и какого-либо дополнительного оформления.

Такие сферы встречаются в православной иконографии  Спасителя и Бога Саваофа, относящейся к 18-19 вв., которая не исключает и обычных Царских держав.

Так что, скорее всего, держава на Державной – это не регалия земного Царства, основным отличием которой всегда будет прикрепленный к ней наверху Крест, а атрибут Самого Бога, владеющего всем миром, и Царицы Небесной, но не земной.

Ярким доказательством тому служит икона 18 в., на которой изображен Царевич Димитрий (Угличский)  и вверху над ним Бог Саваоф. Царевич держит в руках державу с крестом и перекрестиями, Бог же касается Своей рукой верха сферы без Креста, перекрестия и какого-либо еще дополнительного оформления.

 

Примечания.

(1) Бобровницкая И.А. Регалии российских государей, М., 2004, стр.13

(2) «Государев Большой наряд» Царя Михаила Федоровича включал венец, скипетр и державу. Его Русский Царь надевал только в особо торжественных случаях — во время «парадных входов» и во время приема иноземных послов.

(3) В описи 1642 г. Большой казны Царя и Великого Князя Михаила Федоровича сказано:

«Яблоко золото чеканное с финифты, на нем крест — Держава Российскаго Царствия; около яблока и Креста каменья: алмазы и яхонты червчатые и лазоревые и изумруды и зерны гурмицкие, фряжское дело.

рн`л г. (1643), майя 25, по Государеву Цареву и Великаго Князя Михаила Федоровича всея Руси указу, по приказу боярина Федора Ивановича Шереметева, отнесено в Приказ золотово дела Государева большаго наряду яблоко золотое чеканное перекрепить каменье, кои шатаютца, да переправить на яблоках крест для тово, что шатаетца. А в Приказе золотово дела в яблоке каменья, кои шатались, перекреплены, и на яблоке крест переправлен; переменены под крестом над яблоком две дужки золотые, а в то место положены новые две дужки золотые, весу в новых дужках четыре золотника, а в старых полтора золотника.

Июня в 4 день из Приказа золотово дела яблоко в казну взято, а старые две дужки золотые отданы в Приказ золотово дела подьячему Богдану Силину; отнес дьяк.

А по осмотру Боярина Федора Ивановича Шереметева, да казначея Богдана Минича Дубровскаго, да дьяков Григорья Панкратьева, да Алмаза Иванова — вверху над яблоком в кресте 18 алмазов не великих, 36 яхонтов червчатых не великих, 10 яхонтов лазоревых, величиною середние, 22 изумруда середних и малых, 21 зерно гурмицкое больших и середних; на верхней половине яблока под крестом 52 яхонта червчатых не великих, 32 алмаза не великих, 15 изумрудов средних и малых, 9 яхонтов лазоревых середних; 30 жемчюжин не великих. В нижней половине яблока 8 алмазов не великих, 4 яхонта червчатых, 4 яхонта лазоревых середних, 16 изумрудов не великих».

(4) Белавенец П.И. Изменение Российского государственного герба в имперский период // Вестник имп. Общества ревнителей истории. Вып. 2. Пг., 1915, с. 68 — 69.

(5) Описание коронации ее величества императрицы Екатерины Алексеевны, торжественно отправленной в царствующем граде Москве 7 майя 1724 году. СПб., 1724,  Л. 25.

(6) Первым из императоров его получил Октавиан Август (2 г. до Р.Х.). Этот титул им был принят  как знак личных заслуг перед Римом за все время своего правления.

(7) В новейших описях эта держава ошибочно приписана царю Петру Алексеевичу.

(8) Кондаков Н. П. Иконография Богоматери, М., 1998, стр. 270.

(9) Филатов В. В. Заметки по поводу второго обретения Державной иконы Божией Матери.