Петр Великий

Благословенный Царь.

(Богословие Акафиста Пресвятой Богородицы Казанской)

Дорогие братья и сестры!

Акафист – (в переводе с греч. – “неседальное пение”) – молитвословие, состоящее из 1-го кондака, который поётся, и из 12 кондаков и икосов (поровну), которые читаются. Таким образом, акафисты состоят из 25 отдельных песнопений – 13 кондаков и 12 икосов. Из них 1-й кондак и все икосы оканчиваются восклицанием “радуйся”, а 12 кондаков припевом “аллилуия”. Происхождение слова “акафист” указывает на то, что означенные песнопения исполняются молящимися стоя.

Откроем этот замечательный Акафист за 1913 год на странице 23, где напечатан икос пятый, который есть особое церковное песнопение, восхваляющее и прославляющее святого или какое-либо праздничное событие.

Икосы вместе с кондаками составляют акафист. Икос и кондак сходны по содержанию и одинаковы по изложению. Разница между ними та, что кондак короче, а икос пространнее: кондак – тема, а икос – развитие её. Посему икос всегда читается после кондака, и никогда не читается один.

По изъяснению Марка Эфесского, икосы (с греч. “дом”) получили своё название потому, что пелись в тех домах, где проводил ночи в молитве преп. Роман Сладкопевец, первый составитель икосов.

В этом икосе можно прочитать такие слова:

«Видев Царь Петр, яко от святыя иконы Богоматерни благостию Божиею содеваются многая чудеса, приемлет ю в Путеводительницу воинству Своему и в день брани на свеев (то есть на шведов) в щит и покров, и победив до конца врага, помощию Богоматере, тем камень совершенный во основание новаго Царствующего града положи, икону же Твою чудную, яко освящение, яко щит и ограждение, в сердце града постави» (Акафист Пресвятей Богородице явления ради чудотворныя ея иконы Казанския, Санкт-Петербург, Синодальная типография, 1913 год, стр.23).

Как можно понять из этих слов, что Божья Матерь помогла Петру Великому и русскому воинству победить очень сильных, по тем временам, шведов в Северной войне. Она стала Одигитрией или же Путеводительницей всех русских воинов, вставших за Веру, Царя и Отечество.

Чудотворный Казанский Образ Пресвятой Богородицы был поставлен нашим Благочестивейшим Государем в основание Санкт-Петербурга, как освящение, щит и ограждение. Петр I вложил Его в сердце нашего города, потому именно Казанский Образ особенно любим и почитаем здесь.

Как мы все знаем, братья и сестры, Царь Петр является основателем и строителем Санкт-Петербурга. Он много доброго сделал для нашего Государства, но отношение к столь Великому Монарху определяется не только Его историческими заслугами, но и мнением Церкви Христовой.

Мнение же Церковное о Петре Великом сейчас совсем не так озвучивается, как бы хотелось. К сожалению большинство священнослужителей пытается не просто критиковать нашего Императора, но  и дерзает осуждать Его. И этот негативный взгляд духовенства принято сейчас называть мнением Церкви.

Так ли это на самом деле, братья и сестры? Попытаемся выяснить, заглянув в наш Акафист на страницу 31. В кондаке седьмом (кондак – это краткая песнь в похвалу святого или праздника) можно найти следующие слова:

«Хотящу благословенному Царю исповедати милости Преблагословенныя Царицы Неба и Земли и по силе благодарственная принести о избавлении Царства Его от нашествия иноплеменных…» (Акафист Пресвятей Богородице явления ради чудотворныя ея иконы Казанския, Санкт-Петербург, Синодальная типография, 1913 год, стр. 31).

Уже из второго и третьего слова можно чётко понять, что Петр Алексеевич именуется Благословенным Царём. Давайте, задумаемся над этим позитивным словосочетанием. Не является ли оно настоящим мнением Святой Матушки нашей Церкви о столь знаменитом Государе?

Данный Акафист безусловно принадлежит Церкви и является Её Преданием.  Он по сути является народным хвалебным пением в честь Богородицы, а значит выражает мнение Русского народа, как народа Богоносца.

По этому тексту молилось множество православных христиан. Это исторический факт, который сложно оспаривать. Тем более молитва шла напрямую к Пресвятой Деве Марии:

«Тем же утверди в мире глубоце православных житие: возвыси десницу Благоверного Императора нашего и вся полезная всегда даруй рабом Твоим».

«Радуйся, Церкве Православныя похвало: радуйся, скиптра Царей утверждение».

«Радуйся, Царей славо: радуйся, воинов крепосте».

(Акафист Пресвятей Богородице явления ради чудотворныя ея иконы Казанския, Санкт-Петербург, Синодальная типография, 1913 год, стр.25, 39, 48).

В конце Акафиста, на 60 странице, в финальной молитве, можно озвучить следующие слова Матушки нашей Церкви:

«О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадающе пред честною иконою Твоею, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе, умоли, милосердная Мати, Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа, да сохранит мирну страну нашу, да утвердит Державу Благочестивейшаго Самодержавнейшаго Великого Государя нашего, Императора…» (Акафист Пресвятей Богородице явления ради чудотворныя ея иконы Казанския, Санкт-Петербург, Синодальная типография, 1913 год, стр. 60).

Таким образом, братья и сестры, Предание Христовой Церкви через богослужебные тексты Царского времени, в том числе и через данный Акафист, свидетельствует нам о подлинном позитивном Церковном отношении Православной Церкви  к Русским Царям, нашим Богопомазанникам, в том числе и к Императору Петру Первому.

А это отношение доброе, благоговейное и прославляющее…

Потому, следует больше слушать голос Матушки нашей Церкви, а не сомнительные негативные мнения отдельных Её членов, пусть и обличённых духовным саном.

Помните, братья и сестры, что кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец, как выразился один из великих отцев Церкви святитель Киприан Карфагенский, мученической смертью своею засвидетельствовавший свою верность Христу.

Значит, мнение Церкви должно быть для нас важнее отдельных человеческих мнений. Никого лично не осуждая, особенно отдельных священнослужителей, мы можем не соглашаться с ложными высказываниями в адрес Тех, Кого избрал Сам Господь на Царское служение.

Господь не мог ошибаться в Своём выборе, так как Он от Вечности пребывает, а потому знает сердца всех людей, ведает всё о человеке еще до его рождения.

Потому, согласно Акафисту и Церковному Преданию, Петр Великий  Благословенный Царь.

С уважением и любовью во Христе, священник Роман Зеленский.

20.09.2015 г.