Статья И.Доценко “Кто такие арии”.
Posted by admin
Инна Доценко
Кто такие арии.
(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)
Благословение Ноя.
Русская икона. 18(19) век.
На этой иконе, представляющей редкую иконографию,
соответственно своему Царскому достоинству,
Праотец Иафет изображен в горностаевой мантии.
Разыскание местопребывания потомков Ноевых и
происхождения от них народов не может быть сделано
так, чтобы оное удовлетворяло любопытству с ясностью и
точностью, однако ж оно может быть сделано с пользой
для древностей священных и древностей мира.
Свт. Филарет Московский.
В православной традиции происхождение народов в древнем мире и их историческая роль в общем определяется пророчеством Праотца Ноя о судьбе своих трех сыновей: Сима, Иафета и Хама. В связи с темой происхождения племен и народов в наши дни возникают вопросы и к современным наукам, таким как история, лингвистика, (1) антропология (2) и т.п. Одни из таких вопросов относятся к ариям или, как еще говорят, арийцам: какому роду-племени они изначально принадлежали, где формировалась их первичная история, и, наконец, кто их потомки?
В настоящее время у нас, в России и на Западе существует достаточно много научных определений «арийского», но все они имеют в значительной степени приблизительный и описательный характер. К тому же слово «арий» намного старше традиционной европейской логической культуры. Чтобы точнее и определеннее уяснить себе его лексическое значение, следует обратиться к самой традиции, откуда это слово вышло. Эту традицию называют «ведической» (от слова «Веды»). Древнейшим источником этой традиции признана Ригведа – основной памятник религиозной литературы ариев, одна из четырех частей Вед. Вошедшие в нее тексты создавались устно, и никто не может сказать, когда именно это началось. Там и встречается самое древнее упоминание об ариях, причем как самоназвание тех, кто слагал гимны Ригведы и членов их племени (племен).
«По объяснениям, приводимым в словарях языка древних арьев, санскрита (старая форма санскрита – язык Вед – Д.И.), слово «арья» имеет значение, которое искать надо прежде всего… – в Ригведе. Там его находит и поясняет словарь:
арья –
1) тот, кто наступает, стремится к расширению. Потом арий -
2) верующий, преданный (богам);
3) более позднее значение: уважаемый, член высокого социального слоя;
4) определяет жителей тех областей северной Индии, где воцарились вожди арийских племен (это значение возникло, вероятно, уже в Индии)».(3)
Итак, арий, во-первых, «тот, кто наступает, стремится к расширению». Но, ведь, эта ведическое значение самоназвания «арий» почти то же, что и значение имени «Иафет»!
«Великий патриарх Ной, – поясняет православный богослов с учетом святоотеческих толкований Ветхого Завета, – после потопа, разделив трем сыновьям своим жизнь в мире сем, каждому указал особое назначение и определение. Симу- сан священства, Хаму- иго рабства, Иафету- Царское достоинство, храбрость воинственную и расширение племени сообразно значению имени его, ибо Иафет означает «расширение» или «расширительный»». (4) Стало быть, нарицательное арий можно воспринимать, как сохраненное в самоназвании имя своего праотца, указание на причастность к его благословенному потомству.
Традиционно к потомству Иафета относят народы, по меткому выражению древнерусских историографов, «белые телом», включая и белокожих индийцев – потомков ариев (из расовых антропологических признаков ариев в Ригведе упомянута белизна кожи – svitnya [1.100.18; 7.33.1;7.83.8]). (5)
Кроме них ариями называли себя и своих предков древние персы (древние иранцы). Древнейший мифологический источник иранских ариев – Авеста. Чтобы отличить индийских ариев от иранских, их еще называют индоариями или ведическими ариями.
Называя себя «ариями», древние персы и индийцы обозначали страны, где они жили, «странами ариев». Географически вполне определенная страна древних иранцев называлась Аиранам (от него происходит современное название Ирана (Иран, Ирон, Эрон)), а родина их первопредков – «Арйана Вэджа». Индийская священная страна ариев получила название Арьяварта. Арьяварта еще являлась и территорией расселения ведических ариев в Индии.
Арйана Вэджа и Арьяварта, как и самоназвание «арий», этимологически, хотя и не равнозначно, связаны с выражениями «обширные земли», «расширение обитаемой территории». Арьяварта в переводе с древне-индийского буквально означает «путь», (6) но ее территориальные границы определяются по-разному. Гораздо примечательней здесь Арйана Вэжда, которая с авестийского переводится как «арийский простор». Соответственно этому в православной традиции существует понятие «удел Иафетов» или, иначе сказать, «Иафетово пространство».
Так, в споре с хазарскими иудеями о вере равноапостольный Кирилл, просветитель Словенский сказал: «Вем ваше жидовское слово, иже ся вы хвалите поведаючи быти семя Симово. Ино ся в том тобе ничим хвалити. Тако Ной рек сыну своему Симу: «Благословен Бог Симов». Бачиши ли, жиде, иже благословен Бог, а не вы. Вам в том благословеньи ничто же несть. А о языцех тако речено быти: «да распространит Бог Иафета, да вселится в села Симова». Виждь, жидовине, мы, сыны Афетовы, вселихомся в села ваша; вы, сынове Симовы, изгнании бысте из селения вашего, и разогнани по всей земли. А то ся все сполнило уже на нас, християнех, пространство Афетово».
У древних славян «страна блаженных» носила название «Ирий». Ирий находился далеко от обширных земель их обитания. Там вечное лето и именно туда улетают птицы на зимнее время. Об этом сказано даже в духовной грамоте Великого Князя Владимира Мономаха: «Сему ся подивуемы, како птица небесныя из ирья идут… да наполнятся леси и поля». Этимологическая связь древнерусского слова «ирий» («ирей, вырей») наиболее убедительна с иранским аirуā- — «арийская страна» (М. Фасмер), (7) что наводит на мысль об общем происхождении праславян и ариев (индийских, иранских) или ариев от праславян и наоборот. Еще более убедительный пример фундаментальной связи священной лексики славянского языка с авестийским и санскритом показывает происхождение самого слова «Бог». Санскритское «Баха – это «благо», «одарение», «наделение», а авестийское «baha» переводится как «Бог», а это еще говорит и об общей вере праславян и ариев, причем, похоже, вере в единого Бога Творца – древнейшем монотеизме, который со временем сменило язычество.
“До призвания Авраама (а это случилось, как дальше будет сказано, позже разделения древнейших ариев на индоариев, иранских ариев и праславян – Д.И.) домостроительное промышление Божественное простиралось на весь род человеческий. Пусть в действительности большая часть человечества не пользовалась вполне тогда благами этого промышления по существу дела, по суду Божественному, и она однако, состояла еще под этим водительством. Только с окончательным помрачением религиозного сознания… в качестве объекта воспитания избирается особенный народ в лице Авраама”. (8)
Следует отметить, что дошедшее в живой речи наших предков до Крещения Руси слово «Бог» может свидетельствовать и о сохранении ими остатков монотеизма, что во многом повлияло на принятие христианской веры без особых колебаний и противоборства.
Параллели между древнеарийскими языками (санскритом, авестийским), особенно между санскритом, и русским языком насколько явны, что на них не могли не обратить внимания не только лингвисты, но и вообще, все знающие эти языки. Из всей семьи индоевропейских языков наиболее близки друг другу русский язык и санскрит (это утверждают прежде всего сами индийские лингвисты), причем некоторые современные исследователи говорят даже о первичности праславянского по отношению к санскриту.
Окончательно и бесспорно общее происхождение предков русских и древних ариев установлено в результате исследований в области ДНК-генеалогии, которые к тому же опровергли уже давно общепризнанную теорию о некогда существовавшей генетической (родовой, племенной) общеиндоевропейской общности (об этом подробно будет сказано позже). По крови потомками древних ариев, так сказать, биологическими арийцами оказались в основном русские (великороссы, малороссы и белорусы), поляки, представители высших каст Индии и некоторые народы Средней и Центральной Азии, где в глубокой древности происходило расселение племен, представители которых сами себя называли «ариями».
Арии – одни из потомков праотца Иафета, за которыми, как уже отмечалось, издревле в православной, в частности русской православной традиции утвердилось определение «белокожие». Сейчас «белокожими» называют представителей европейских подвидов белой расы. Скорее всего, к белой расе относились сами прародители Адам и Ева. Потеря ее признаков значительной частью потомства праотца Ноя должна рассматриваться и как следствие его отцовского проклятия: «с этим событием связано первое расовое деление человечества». (9)
Современные европейцы похожи на кроманьонцев – древнейших обитателей Центральной и Восточной Европы, как теперь принято говорить, в эпоху первобытного человечества.
Первобытная эпоха истории человечества довольно четко отмечена в древнейших преданиях ариев. «Древняя форма ведения хозяйства как пастушеского полуоседлого скотоводства отражена в воспевании пастухов как царей и даже богов: в Ригведе бог Пушан именуется пастухом мироздания, и у него «скот не пропадает» (10. 17,3), а бог Индра «правит великим загоном для коров» (10. 120,8). В Авесте Йиму называют «царь-пастух»- он был правителем древних иранцев в эпоху их «золотого века»». (10)
Из исследованных учеными памятников древнейшей, первобытной эпохи особо выделяются так называемые верхнепалеолитические поселения, которых более всего было обнаружено на Русской равнине.
Так, в Костенках (Воронежская обл.) на территории около 10 км было открыто свыше 60 первобытных поселений, отличающихся особым богатством и разнообразием материальной и духовной культуры. «Прекрасным показателем высокого уровня производительной деятельности первобытного населения Восточной Европы, достигнутого в эпоху Костенок (в эпоху оледенения) являются и замечательные успехи в области строительного дела и исключительное многообразие различного производительного инвентаря. В этом смысле особое значение имеет прежде всего наличие здесь, например, таких орудий, как долота, тесла, даже топоры и мотыги из камня и кости, то есть все то, что до сих пор связывалось в нашем представлении обычно лишь с техническими и хозяйственными возможностями несравненно более позднего – уже собственно неолитического времени». (11)
В Костенках нашли и самые древние останки кроманьонца – древнейшего представителя той расы, к которой относятся теперь русские и большинство людей, живущих в Северной, Западной, Центральной и Восточной Европе. Поэтому начало истории прямых предков современных европейцев в настоящее время связывается с началом существования первобытных Костенок.
Наиболее ранний этап расселения кроманьонцев представлен группой костенковско-борщевских поселений и включает в себя более 70-ти отдельных памятников. До наступления ледника вся Русская равнина была уже заселена людьми кроманьонского расового типа. В то время от центра этой равнины кроманьонцы стали мигрировать в южном, западном и восточном направлениях. По Европе они распространялись в ориньяке и граветте. До этого Европу населяли неандертальцы. Большинство ученых «утверждают, что ориньякская культура не возникла в Западной Европе, а была принесена сюда с территории Русской равнины». (12)
Еще раньше, чем Западная Европа, кроманьонцами был заселен Север Европейской части нашей страны. В доледниковую эпоху приполярные земли европейской части России занимали значительно большие площади, чем в настоящее время. Сушей были хребты Ломоносова, Менделеева, окрестности Новой Земли, Шпицбергена, острова Врангеля. Иным был тогда и уральский рельеф. Именно в это время, согласно исследованиям многих современных авторитетных ученых, стала зарождаться общеиндоевропейская мифология, получившая наиболее полное и детальное отражение в гимнах «Ригведы».
В связи с этим необходимо заметить, что самым глубоким научным исследованием Вед относительно выявления в них древнейших исторических реалий признан труд выдающегося индийского ученого Бала Гангадхара Тилака (1856-1920) под названием «Арктическая родина в Ведах». Тилак как представитель касты брахманов являлся живым носителем устной ведической традиции и обладателем знаний в области древнеиндийской литературы такого уровня, который не может быть доступен ученым иного происхождения, рожденным в иной стране.
Известный российский индиолог Н.Р.Гусева, которая и перевела эту книгу на русский язык, так оценила результат научного труда индийского ученого: «Чрезвычайно важным вкладом в мировую науку явилось не только то, что Тилак убедительно разъяснил указания Вед на природные реалии Заполярья, но отметил тот факт, что зачатки ведических гимнов зарождались в условиях последнего межледниковья». (13)
Похожие доказательства проживания людей в Заполярье до наступления ледника есть и в Авесте. Авеста содержит упоминание о том, что родина ариев некогда была прекрасной, исполненной земным благополучием страной, но злой демон наслал на нее холод и снег, после чего людям пришлось ее навсегда покинуть. «Здесь следует указать и на работы исследователей русского фольклора, утверждающих, что наиболее древние предания и былины России связаны с областями Приполярья; к этим же землям возводят религиоведы и источники зарождения русского язычества». (14)
Таким образом, древнейший пласт мифических преданий индоевропейских народов связан с первоначальным заселением кроманьонцев, определяемом Русской равниной и Русским Севером, и указывает на то, что сами кроманьонцы являлись прапредками индоевропейских народов.
В конце межледниковья климат стал значительно холоднее (например, в бассейне Средней Десны и на Днестре климатические условия были близки к северо-таежным). Начиналось осташковское оледенение.
В это время значительную часть Северного полушария Земли закрывал гигантский ледник. В Восточной Европе языки ледника проникли до широты Валдая и современного Днепропетровска, а на Урале и в пору самого глубокого оледенения они не доходили южнее верхней Печоры. Вся русская равнина входила в приледниковую зону.
С наступлением оледенения люди, жившие в Заполярье, двинулись на Юг, в земли Восточной Европы, дойдя до которых, возможно, одни из них в дальнейшем направились в Западную Европу и к Черному морю, а другие, дожив до окончания оледенения, пошли снова к Северу и дошли до берегов нынешнего Северо-Ледовитого океана, залившего земли проживания их далеких предков.
Но действительно ли были первобытные жители Приполярья, которое ясно обрисовано в Ригведе, ариями? Ответ: похоже, что нет. Скорее всего, предания о северной прародине сохранили женщины, ставшие их женами, из совсем других, чем они, племен, обитавших на Русской равнине с доледниковой эпохи. В древности хранителями преданий, различных культурных традиций, часто даже верований в основном были женщины. Они же всегда сохраняют и генотип. Праматери восточных славян, вступивших в брак с ариями, на Русской равнине сохранили до их прихода в основном генотип, в настоящее время наиболее близкий к восточнославянскому генотипу. Дальше, на других землях арии встретили женщин уже иных расовых типов. Вот почему русские внешне сильно отличаются от их потомков в Азии и на Индийском субконтиненте.
Совершенно точно, с точки зрения ДНК-генеалогии обнаруживаются в реальной истории люди, чьи близкие потомки уже бесспорно называли себя «ариями», только в начале 3 тыс. до Р.Х. на территории Русской равнины. Это – носители гаплогруппы R1а. С Русской равнины они продвинулись «в Индостан, на Иранское плато, и через Кавказ в Анатолию, Митанни и на Аравийский полуостров, пронеся по всем этим направлениям и регионам свою гаплогруппу R1а. Более того, это они же, арии, прошли далеко за Урал, на тысячи километров восточнее, и ту же гаплогруппу R1а и те же гаплотипы определяют в ископаемых костях в Минусинской котловине, между Кузнецким Алатау на севере и Восточными и Западными Саянами на юге, в местах так называемого скифского круга. Именно эта гаплогруппа в виде совершенно определенной метки в Y-хромосоме ДНК и передающаяся по наследству вплоть до настоящего времени у современных славян гаплогруппы R1а, является идентификатором ариев и их потомков – и в Индии, и в Иране, и в Месопотамии, и на Ближнем Востоке. И на Алтае, у скифов, и вообще везде, куда они ни прибывали.
Иначе говоря, арии – это род R1а, представители которого в ходе миграций (и военных экспедиций) разнесли свои Y-хромосомы по миру, но наибольшую известность как арии получили по переходам на перечисленные выше территории». (15)
ПРИМЕЧАНИЯ.
1) Очень точно сказал наш ведущий лингвист академик О.Н. Трубачев: «Выявленные наукой замечательные свойства языка – изменяясь, … позволяют раздвинуть рамки познаваемой истории».
2) Ведь «в антропологическом типе народа ближе, полнее отражаются его происхождение, его генезис; в генах потомков живут гены предков не только последнего, но и десятков, иногда и сотен предшествующих поколений, смешение рас, прилитие чужой крови, самые интимные тайные связи с другими народами сразу фиксируются на века полно и непосредственно… В теоретических статьях по этногенезу пишут даже, что главное, основное преимущество антропологического материала перед всеми другими видами исторических источников заключается в том, что антропологический тип не может проникать в новые области без своего физического носителя- людей» (Алексеев В.П. В поисках предков, М., 1972, стр.261).
3) Гусева Н.Р. Арии и древнеарийские традиции, М., 2010. стр.34
4) (Иннокентий (Гизель). Киевский синопсис, или краткое описание о начале славянского народа/ Келейный летописец святителя Дмитрия Ростовского с прибавлением его жития, чудес, избранных творений и Киевского Синопсиса архимандрита Иннокентия (Гизеля), Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007
5) В Индии белый цвет («пундарика»)-знак царственной власти, а белый цвет кожи считается признаком особой телесной красоты. Даже слова «белый» и «красивый» в древних и современных языках Индии часто обозначаются только одним словом.
«Столь бы ни был популярен стандартный тезис современных этноисториков о том, что никакой индоевропейской расы не существовало вообще, сами индоевропейцы почему-то думали иначе. Они с завидным упорством приписывали себе определенный антропологический облик, один и тот же от Индии до Греции. Для него в «Ригведе» употреблялся фиксированный термин svitnia (1.100.18; 7.33.1;7.83.8), что означало, как легко видеть безо всякого словаря. «белокожий», «светлый», выражаясь просто антропологически, «светлопигментированый». Почти все герои «Махабхараты» наделены очами «синего лотоса». Отнюдь не черными и даже не карими. Патанжали в комментарии к трудам Панини (6.2.15) отмечал, что истинному брахману подобает иметь каштановые волосы и серые глаза. О прибытии к персидскому двору как темных (аборигенов), так и светлых (потомков индоевропейских завоевателей) индийцев сообщал Ктесий (Indica, fr.9) В «Илиаде» (1.197; 17.673; 24.141 и др.) все ахейцы стандартно белокуры- Ахиллес, Менелай, как и все ахейские женщины, и наконец, сама Гера. Даже на рельефах Тутмоса 4 (1420-1411 гг. до Р.Х.), по заключению Э.Олмстеда, египетские художники с присущей им точностью сумели запечатлеть «нордический» (индоевропейский) облик колесничей знати государства Митани- Марианну, равно как и арменоидный тип их хурритских слуг и оруженосцев» (Лелеков Л.А. К новейшему решению индоевропейской проблемы/ Вестник древней истории, М., 1982, № 3).
6) Индуизм. Джайнизм. Сикхизм, М., 1996, стр 62
7) Вырей // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер М. : 1986—1987
Феофан архим. “Тетраграмма или Ветхозаветное Божественное Имя”- СПб., 1905, стр. 182 (8)
9) Нафанаил (Львов) архиеп., Там же, стр. 94
10) Гусева Н.Р. Арии и древнеарийские традиции, М.,2010, стр. 40
11) Ефименко А.А. Костенки, М., 1958, стр. 411
12) Клесов А., Тюняев А. Происхождение человека по данным археологии, антропологии и ДНК-генеалогии, Бостон-Москва, 2010, стр. 168
13) Гусева Н.Р. Русские сквозь тысячелетия. Арктическая теория, М., 2007, стр.33
14) Гусева Н.Р. Русский Север – прародина индославов, М., 2010
15) Клесов А. Славяне, кавказцы, евреи с точки зрения ДНК-генеалогии, М., 2015, стр.15-16