Инна Доценко

Кто такие арии.

(ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ)

Каменный барельеф на Бехистунской скале с изображением царя Дария I и пленных вождей повстанцев.VI в. до Р. Х.  Иран. Этот барельеф на  каменном  откосе без площадок и  выступов сделан на высоте 105 метров от земли, дабы никто не смог повредить или изменить изображение надписей, в которых в числе прочего  древнеиранский царь называет себя «арием из арийского рода».

После расселения ариев на индийских землях в долине Ганга в результате объединения их племен возникают первые государственные образования, но как таковая государственность там еще долго по существу никак не формировалась.

До возникновения древних исторических индийских царств основной социальной единицей у ведических ариев была  гана, то есть общинный коллектив или, сказать по-другому, племенная республика. (1) Но уже к концу ведического периода царскую власть ограничивала только власть брахманов и в некоторой степени общественное мнение, а власть народных собраний ослабевала, пока совсем не сошла на нет.

У ведических ариев цари были еще задолго до прихода их на индийские земли. В Ведах обычно речь идет о царе, как предводителе племени, «владыке людей» (нарапати), позднее – как о «владыке земли» (бхупати). Основной термин, обозначающий индийского царя – раджа ( ср. лат rex; древнерус. рига – князь, начальник, воевода) (2) встречается еще в Ригведе.

«Самую раннюю из легенд о происхождении царской власти мы находим в «Айтарея брахмане», одном из поздневидийсих текстов, относящемся, вероятно, к 8 или 7 в. до н.э… Легенда эта свидетельствует о том, что в древнейшие времена … царская власть считалась основанной на естественной потребности людей и военной необходимости, и первейшей обязанностью царя было предводительство во время военных походов.

Несколько позднее этот рассказ повторяется в «Тайттирия упанишаде», но в иной редакции: поверженные боги не избирают правителя, а приносят в жертву верховному божеству Праджапати, который ставит над ними царем своего сына Индру. На этой стадии понятие о царе по-прежнему сводилось к представлению о военном предводительстве: «… те, у кого нет царя, не могут сражаться», говорится в тексте, но царская власть уже получила санкцию бога, а царь бессмертных, который был прототипом всех земных царей, занимал свой трон по назначению всевышнего. (3)

Содержание ведических царских ритуалов «дает основание предполагать, что царь, по-видимому, считался соратником богов, если не самим богом». (4) Но «несмотря на то, что в течение столетий цари все чаще претендовали на божественное происхождение их власти, нельзя сказать, чтобы им совершенно не давали отпора, и на практике «божественность» царей мало влияла на основы политики.

Понятие божественности было тогда довольно широко распространено. Каждый брахман считался в некотором роде богом, как и аскеты, снискавшие репутацию святых. Домохозяева, поддерживающие и оплачивающие жертвоприношения, в теории становились богами, по крайней мере на время обряда, и даже камни и палки могли быть обожествлены. Кроме того, сами боги не были непогрешимы. Хотя царь и считался богом на земле, он был все же одним среди многих, и благодаря этому его «божественность» не всегда была слишком тяжелым бременем для подданых». (5)

Кроме Индры царем на небе и образом царя земного был Варуна. Только Индра и Варуна в Ведах называются «вседержителями» (Варуна, как и Индра, «сотворил мир и удерживает его» [Ригв.4, 42; 8, 41]). Кроме того Варуна – хранитель высшего закона, истины и справедливости, воплощение мирового порядка. Более всех богов он (и Митра) связан с Ритой.

Рита (Rta) древняя арийская концепция, обозначающая универсальный космический закон, посредством которого обеспечивается регулярность космических процессов (смену дня ночью, движение светил и т.п.). Поскольку этот порядок совпадает с истиной, то и Rta понимается как истина в самом широком смысле. Одновременно Rta это и моральный закон, управляющий общественной и социальной жизнью, утверждающий царственность.

Ведическая концепция Риты сохранилась и у древних русичей, в языке которых со схожим смыслом было слово «рота». «Слово “рота” неоднократно встречается в древнерусской литературе, причем в самых разнообразных ее жанрах: летописях, церковных поучениях против язычества, переводных произведениях и юридических памятниках. Специалисты как XIX, так и XX веков переводили этот термин как “клятва, присяга”. (6) Но «люди Древней Руси четко разделяли понятия роты и клятвы. Не менее хорошо им был знаком и термин “присяга” в качестве самостоятельного понятия… (7) значение роты как великого вселенского закона, а не какой-нибудь обычной клятвы или присяги в первую очередь указывает срок ее действия, устанавливаемый в международном договоре.

В тексте договора Игоря 945 г., « при заключении которого князь с дружиной ходил перед идолом Перуна, говорится, что мир между Русью и Византией заключается на все лета, “додне (пока. – М.С.) же съяеть солнце и весь миръ стоить”. Таким образом, мир, основанный на роте, заключался на вечные времена и был обязателен для русов-язычников на все время существования Вселенной, а не одной лишь Земли – на это однозначно указывает ссылка на Солнце. И наоборот: договор считался утратившим силу в случае гибели Вселенной или, говоря другими словами, когда мировой космический закон перестанет действовать. В этой связи показательно, что в Индии понятие “путь солнца” было фактически эквивалентно «пути Риты»» (8)

«В понимании индоариев Риту нужно всегда как бы поддерживать – ее сохранение в этом мире не безусловно – и здесь огромную роль должны были играть ритуалы коронации.

Эти ритуалы (раджасуя, абхишека) «отражают представления о том, что до появления царя во вселенной господствуют хаос, а с воцарением устанавливается новый мировой период». (9) В дальнейшем в Древней Индии арийскую концепцию Рита заменяет «дхарма» (от глагола dhr/dhar – «держать», ср. ст.-слав. дръжѫ).

Уже в течение позднего ведического периода появляются племенные вожди или цари, зависимые от более могучих государей. Такие термины, как адхираджа и самрат, часто переводимые как «император», по-видимому, подразумевали господство над вассалами. Правда,  у нас «нет свидетельств о существовании какого-либо крупного индийского царства в поздневедийский период, но уже тогда осознавалась возможность создания государства, простирающегося до моря; весьма вероятно, что эта идея сложилась под влиянием  дошедших до Индии сведений о Вавилонии и Иране. Эта возможность была осуществлена при Маурьях (4-2  вв. до Р.Х ), и, хотя о них тоже скоро забыли, они оставили после себя предание о «вселенском правителе» – чакравартине…»  (10)

Конечная цель царя – завоевание «всей земли». Как сказано в «Шатапатха-брахмане» (XIII.5.4.13), царь одерживает «победу на всей земле»(vijitia prthivim sarvam). По прошествии ведической эпохи, во 2 пол. I-го тыс. до Р.Х. в древней Индии будут говорить, что царь завоевывает пространство в процессе digvijaya – «завоевания сторон света» или «победы над землею в ее четырех пределах». (11)

Возможно ли эту «всю землю» хоть как-то обозначить географически или данное выражение символизирует нечто вовсе неопределенное?

Когда в ведическую эпоху шла речь о конечной цели завоеваний раджи во всей их идеальной полноте, то представлялось бесконечное пространство, край земли.

В «Махабхарате» братья Пандавы, совершая digvijaya (эпическая digvijaya соответствует ведическому обряду установления четырех сторон света в ритуале помазания на царство),  (12) отправляются каждый в свою сторону (на Запад, на Восток, на Север и на Юг), а старший среди них Юдхиштриха, для которого собственно и совершается это завоевание, остается охранять центр Земли. (13)

Где-то в середине 2 тыс. до Р.Х. арии пришли в западные области современного Ирана.  В дальнейшем северо-западная часть Иранского плоскогорья получила название «Мидия». С 8 в. до Р.Х. большинство населения этой области стали составлять иранские арии, именовавшиеся «мидийцами». Другая часть иранских ариев, жившая в других областях Иранского плато, стала называться «персами». Постепенно, в течение нескольких столетий мидийцы и персы продвигались все дальше на Передний Восток, пока в результате покорения Вавилона не возникло могущественное Ахеменидское царство (6 в. до Р.Х.).

Существенно другое в отличие от древнеиндийских ган обнаруживается в общественном устройстве иранских ариев. Это уже видно из текста их древнейшего вероучительного источника. «В подавляющем большинстве случаев airya- фигурирует в Авесте как эпитет к условным, никак не охарактеризованным территориальным единицам dahyu- (дахью). Это основная социальная единица в Авесте. Как бы не трактовать ее – «cтрана»… «округа». «зона племенного союза» и т.п., она существенное крупнее ведийской ганы. …царская власть легендарных правителей … близка к абсолюту… Весьма показательно, что в Авесте нет даже намека на главный институт родо-племенного строя – народное собрание. Зато в Ригведе устойчиво бытуют три его подвида… Это очень важная деталь. Родо-племенной уклад в Ригведе полноценен, обрисован в действии, его отголосками проникнуто большинство образов и событий, словом, то сама жизнь»  (14)

Кроме того, идея «Арийского простора» как легендарной прародины ариев абсолютно неведома древнеиндийской традции. В Арйяна Ваэджо – стране легендарных предков иранских ариев – правил легендарный царь Йима (= эмир (араб. امير‎‎ — повелитель, вождь‎)). Он был первым носителем сияющего Фарны – особой нетварной энергии .

Фарно или Хварно (древнеиранск. Hvarnah) – название древнеиранского божества Хварно. Это- сияние, божественный огонь, божественная сущность, приносящая власть и могущество, жизненная сила, «которым завладели грядущие и бывшие арийские цари».

Символ сияющего Фарны на древнеиранских изображениях представляет собой нимб вокруг главы арийского царя.

Религия древних персов зороастризм в своей основе имеет много общего с монотеизмом. Возможно, понятие о Фарно возникло под воздействием остатков древнейшего подлинного богопочитания и связанного с ним представления об единодержавии, имеющем высшее благословение, покровительство и особое содействие.

В 522 г. до Р.Х.., завоевав Вавилон, иранский царь Кир стал правителем огромной могущественной империи. «Народы, отдаленные от Кировых областей на несколько дней или на несколько месяцев пути, никогда его не видавшие, или отчаявшиеся когда-либо его увидеть, охотно признавали власть его над собою. Поэтому-то он затмил собою всех государей, коих порода или право завоевания возводили на престол… он умел приобрести любовь своих подданных до того, что им приятно было жить под его властию» [Ксенофонт. «Киропедия» гл.1].

Царь Кир неоднократно упоминается в Священном Писании и в первый раз – как предмет пророчества еще за полтора века до своего рождения: «Который (то есть Господь) говорит о Кире: пастырь Мой, и он исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: «ты будешь построен!»- и храму : «ты будешь основан!» Так говорит Господь помазаннику Своему Киру: Я держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и сниму поясы с чресл царей, чтоб отворялись для тебя двери, и ворота не затворялись; Я пойду пред тобою и горы уровняю, медные двери сокрушу и запоры железные сломаю; И отдам тебе хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства, дабы ты познал, что Я- Господь, называющий тебя по имени, Бог Израилев. Ради Иакова, раба Моего, и Израиля, избранного Моего, Я назвал тебя по имени, почтил тебя, хотя ты не знал Меня. Я- Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня; Я препоясал тебя, хотя ты не знал Меня, дабы узнали от восхода солнца и от запада, что нет кроме Меня; Я Господь, и нет иного» [Исаия 44.28-45.1-6].

В течении всего периода своего существования вплоть до вторжения на свои территории армии Александра Македонского Ахеменидская империя обеспечивала за Азией сравнительно правильную и прочную правительственную систему на основе редкого для того времени уважительного и гуманного отношения к покоренным народам, каждый из которых сохранял свой язык, свою религию, свои нравы, законы, нередко и своих национальных царей.

Принадлежность к арийскому роду обязательно подчеркивалась царями из династии Ахеменидов. В одной из надгробных надписей в Накш-и-Рустаме Дарий I представляется следующим образом:

Царская надпись ахеменидов.

Ахура Мазда есть великий бог, который создал эту землю, который создал это небо, который создал человека, который создал счастье для человека, кто сделал Дария царем, единственным царем многих, единственным правителем многих. Я Дарий, великий царь, царь царей, царь многих стран, царь на этом огромном пространстве, сын Виштаспы, Ахеменид, перс, сын перса, арий из арийского рода» [DNа 1-15]. (15)

«Вряд ли стоящее рядом «перс» и «арья» полностью тождественны в семантическом плане, т.е. тавтологичны. Вероятнее… что каждый член тройной формулы вносит какой-то новый нюанс в характеристику монарха: если «Ахеменид» указывает на родовую принадлежность, а «перс» – на этническую, то «арья» скорее всего должно символизировать принадлежность к нобилитету (правящей верхушке – Д.И.)» (16)

В характере иранских государей отражалось  исконное благородство древних иранцев арийского происхождения. «Начиная с пятилетнего возраста, и кончая двадцатилетним, – писал Геродот о древних персах,- обучают они детей только трем предметам: верховой езде, стрельбе из лука и правдивости. Лживость считают они постыднейшим пороком; вторым после него – иметь долги, между прочим и главным образом потому, говорят они, что должнику необходимо лгать».[Геродот136-138].

Рассказывая про царя Кира, Ксенофонт добавляет: «Он воспитывался по обычаю Персов, кои (которые), отличались в этом от многих других народов, занимались прежде всего общественною пользою. В других землях воспитание детей предоставляется  на волю отца; возмужав, они живут, как хотят: им запрещается только красть, грабить, нападать на домы (дома), оскорблять кого-либо понапрасну, соблазнять жену другого, неповиноваться властям и, если кто нарушает закон по которой либо из сих статей, тот подвергается наказанию. Но законы персидские предупреждают зло и образуют граждан так, чтобы они никогда не были способны к подлости и разврату» [Ксенофонт «Киропедия» гл.1].

Большая роль в Древнем Иране, как и в Древней Индии, отводилась воинской отваги царя. «Я обладаю неутомимой силой в руках и ногах,- писал о себе иранский царь Дарий Великий, – как всадник я – отличный всадник. Как стрелок из лука я – отличный стрелок из лука, как в пешем, так и в конном строю. Как копьеметатель, я – отличный копьеметатель, как в пешем, так и в конном строю. Эти способности, которыми одарил меня Ахурамазда, и я сумел использовать их» [Наскальная надпись из Накши-Рустама]. (17)

В 331 г. до Р.Х. Ахеменидская империя была завоевана македонским царем Александром Великим. «Политика Александра Македонского, которая в краткосрочной перспективе была продолжением курса Ахеменидов, положила конец политическому единству, которое заложили и оберегали персы на протяжении двух веков. С геополитической точки зрения ближневосточной империи, Александра можно считать последним великим ахеменидским шахом». (18)

Личность Александра Македонского как историческая, так и полулегендарная, была неразрывно связана с солнечным мифом. Еще Пердика, родоначальник династии македонских царей, к которой принадлежал и великий завоеватель, принял солнце в качестве символа своей власти.

Когда родился Александр, бушевала страшная буря, свидетельствующая, согласно древним арийским верованиям в предзнаменования, о появлении на свет будущего великого героя. Царица Олимпиада, его мать, была уверена в том, что родила сына бога, и посвятила новорожденного солнечному богу Амону.

В большой и очень важной битве на берегах реки Граник, как гласит легенда, за спиной царя Александра все время светило солнце, ослепляя врагов македонского завоевателя. Наконец, в Египте жрецы нарекли его сыном бога Амона. После завоевания Вавилона и ознакомления с учением Заратуштры увлечение солнечным мифом придало военным походам Александра в Иране особый духовный смысл. Завоевание Бактрии и Согдианы, где, как предполагают, проповедовал солнечный пророк, может рассматриваться и как присвоение его духовного наследия.

Вообще, солярной символикой пропитана вся арийская царственнось.

Йима – первочеловек и царь золотого века иранских ариев – был сыном солнечного божества Вивахванта.

Скифы своим родоначальником считали царя – солнце Колоксая. Древнее предание восточных славян также связывало происхождение их предков от солнечного бога. «Слово о полку Игореве» говорит о славянах как о внуках солнца –  Даждьбога: «Погибашеть жизнь Даждьбожа внука»; «Встала обида в силах Даждьбожа внука». Солнечными были и их князья, а позже – цари. «Подобно тому, как впоследствии в народном эпосе «Красное Солнышко» служило предикатом  Князю Владимиру, так в договоре Олега упоминаются светлые князи и в народе доселе говорится: «Белый Царь», то есть от Небесного Владыки эпитет переноситься на земного». (19)

Прародитель и первый царь индоариев Ману Вайвасват тоже сын бога солнца, от него также вели свое родословие индийские цари. Даже в Средневековье почти все (20) правители Индии пытались проследить свою генеалогию вплоть до Ману, у которого был сын Икшваку и дочь Ила. Потомки Икшваку назывались царями солнечной династии, потомки Илы – лунной.

Древнеиндийское имя Ману включает общеиндоевропейский корень «ман».

«Есть этот корень и в латинском языке: mens (им. пад.), mentis (род. пад.) “ум” и mentio (им. пад.), mentiōnis (род. пад.) “упоминание”, откуда в английском – mental “умственный”, mentation “умственная деятельность” и mention “упоминание”; а также – от латинских приставочных образований – comment “замечание”, commentary и commentator. Латинское слово memoria означает “память”, откуда английское memory. Кстати, в русском слове память после редкой приставки па – (ср. пасынок) наблюдается тот же индоевропейский корень». (21)

В таком смысле этот корень указывает на отличительную функцию входящих в индоевропейскую языковую семью представителей иафетических народов – «мыслить». Именно благодаря активной, созидающей мысли арии, как и прочие потомки праотца Иафета, вошли в мировую историю как изобретатели, первооткрыватели, шире – цивилизаторы, а в мифологии тех племен и народов, которые воспользовались их достижениями, как потомки «белых богов» или сами эти «боги». (22)

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ.

(1) В изолированных регионах ганы продолжали существовать еще несколько веков после возникновения древнеиндийских царств.

(2) Дьяченко Г., прот. Полный церковно-славянский словарь, М., 2010, стр 548

(3) Бэшем А. Чудо, которым была Индия, стр.89-90

(4) Бэшем А. Там же, стр.90

(5) Бэшем А. там же,  стр.94

(6) Серяков М.Л. Рота как термин древнерусского язычества//  Голубиная книга, М., 2011, стр.500

(7) «Слово “клятва” было великолепно знакомо автору “Повести временных лет” и, более того, неоднократно употреблялось им в одном предложении с интересующим нас термином. Заключая договор с Византией, Олег ходил по роте и клялся своим оружием и богами. Описывая заключение договора в 944 г., летописец отмечает, что послы привезут договор Игорю и его людям “и ти, принимающе харатью, на роту идуть хранити истину… Мы же, елико нас хрестился есмы, кляхомъся церквью святаго Ильи… А некрещении Русь… да кленутся о всемь, яже суть написана на харатьи сей…”. Наконец, в тексте договора 971 г. читаем:”Азъ Святославъ, князь руский, якоже кляхъся, и утверждаю на свЪцаньЪ семь роту свою…”. Одно из древнерусских поучений против язычества называлось “Слово св. Моисея о ротах и клятвах” (Серяков М.Л Там же, стр.500).

(8) Серяков М.Л Там же, стр.501

(9) Вигасин А. Царь// Словарь: Индуизм. Джайнизм. Ситхизм, М., 1996, стр 442

(10) Древнейший источник, где излагается концепция чакравартина, – «Чаккаваттисиханада-сутра» – «мог вдохновлять Ашоку (самого известного царя из династии Маурьев – Д.И.) либо, напротив, был вдохновлен им. Довольно поздняя датировка дошедшего до нас текста сутры говорит в пользу последнего предположения» (Бэшем. А. Там же стр. 91-91).

(11) Вигасин А.А. Идеал царя в эдиктах Ашоки// Индия: общество, власть, реформы. М., 2003. стр 36

(12) Buitenen J.A.B. van. On the Structure of the Sabhaparvan of the Mahabharata.– India Maior. Leiden, 1972, стр. 75-78

(13) Как центр вселенной в ведической традиции царь представлен метафизически, а не географически, да и к тому же вся ведическая география представляет собой больше область мифических сакральных знаний.

(14) Лелеков Л.А. Термин «арья» в древнеиндийской и древнеиранской традициях// Древняя Индия. Историко-культурные связи, М.: 1982 стр 160

(15) Гюиз Ф. Древняя Персия, М., 2007, стр. 70

(16) Лелеков Л.А., Там же, стр. 154

(17) Хрестоматия по истории Древнего Востока, ч. 2, М., 1980, стр.37

(18) Бахарлуи Р. Распад Ахеменидской империи и его геополитические последствия.

(19) Афанасьев А. Славянская мифология. М.-СПб., 2008, стр.69

(20) За исключением небольшого числа раджпутских семейств. Они претендовали на происхождение от бога Агни.

(21) Санскрит — Энциклопедия «Вокруг света».

(22) Так, согласно легендам перуанских индейцев, «представители древней цивилизации были обладателями не только окладистых бород (таких у инков не было – Д.И.), но и белой кожи, которая также кардинально отличила их от  местного индейского населения. Вот что писал испанский хронист Сьеса де Леон в 1553 году о создателях мегалитических сооружений:

«Когда я спросил местных индейцев, кто построил эти древние памятки, они отвечали, что это сделал другой народ, бородатый и белокожий, как мы, испанцы. Эти люди прибыли задолго до инков и осели здесь».

В связи с этим любопытной представляется следующая запись Франсиско Писарро об инках, среди верхушки элиты которых были распространены близкородственные связи, направленные на сохранение «чистоты крови»:

«Правящий класс в перуанском королевстве был светлокожим, цвета спелой пшеницы. Большинство вельмож удивительно походили на испанцев. В этой стране я встретил индейскую женщину, такую светлокожую, что поразился. Соседи зовут таких людей «детьми богов».

Гарсиласо де ла Вега писал, что, будучи еще ребенком, видел в царской усыпальнице в Куско мумию, волосы которой были белы как снег. Мальчику сообщили. что это мумия Белого Инки. «восьмого правителя Солнца». Этот правитель умер в юном возрасте, и белизна его волос не имела ничего общего с сединой» (Скляров А. Священная долина инков, М., 2015, стр. 253-254).