Царственный День Рождества Христова.

 

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сёстры, поздравляю вас с Рождеством Христовым!

Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в Царствование Императора Августа в городе Вифлееме.

Римский Кесарь повелел сделать всенародную перепись во всей Римской Империи, к которой относилась тогда и Палестина. А, как известно, у иудеев был тогда обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места.

Потому, Матерь Божья и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем, то есть город Царя Давида, чтобы внести  свои имена в список подданных Римского Императора.

Но, что еще хотелось бы поведать об этом радостном и спасительном событии…

Рождество Господа нашего Иисуса Христа – это еще и Боговоплощение, а если бы Бог не воплотился, то не было бы нашего спасения. Эта фактически центральная мысль, которая звучит во многих проповедях в этот знаменательный день.

По словам святителя Иоанна Златоуста: «В этом празднике имеют начало и основание своё и Богоявление, и священная Пасха, Вознесение Господне и Пятидесятница. Если бы Христос не родился по плоти, то и не крестился бы, а это праздник Богоявления; и не пострадал бы, а это – Пасха; и не послал бы Святого Духа, а это – Пятидесятница. Итак, от праздника Рождества Христова начались наши праздники, как от источника различные потоки».

Церковный устав называет Рождество «второй Пасхой» и отводит Ему исключительное место среди дней литургического года.

Начало Его относится ко временам святых Апостолов. В Апостольских Постановлениях говорится: «Храните, братия, дни праздничные, и во-первых день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день …».

Там же, в другом месте сказано: «День Рождества Христова да празднуют, в оньже нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру».

Таким образом, братья и сестры, праздник стал единой, универсальной точкой отсчета, ставшей целью и смыслом для всего временного мира. Состоявшееся величайшее событие разделило мировую историю на две эпохи – до и после Рождества Христова.

В  IV веке, когда православные христиане после гонения получили свободу вероисповедания, праздник Рождества Христова находим во всей Вселенской Церкви, как можно видеть это из поучений  святителей Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского,  и других отцов Церкви этого же века.

В том же веке на месте Вифлеемской пещеры, освященной рождением Господа нашего Иисуса Христа, равноапостольная Царица Елена соорудила храм, о великолепии которого много старался державный Её Сын, Император Константин Великий.

Интересно, братья и сестры, что в Византии существовал Императорский чин поклонения Богомладенцу Христу, который совершался в праздник Рождества Христова. В молитвенных славословиях Византийских Императоров дары Императора сравнивались с дарами волхвов, которые, кстати, тоже были царями на своих землях.

В кодексе Императора Феодосия, изданном в 438 году, и Императора Юстиниана — в 535 году, излагается закон о всеобщем праздновании этого дня.

У нас же в России праздник Рождества, пожалуй, как никакой другой, вызвал к жизни множество народных обычаев. Рождественские колядки, славление Богомладенца, устройство вертепов – подобий и изображений Вифлеемской пещеры. Многое сейчас возрождается, что имело место быть в Российской Империи.

Например, в конце Божественной праздничной литургии, как правило, читается молитва, которая была напечатана еще в Царское время. Она озаглавлена так: “Молитва из молебствия на День Рождества Христова”. В ней есть очень важная богословская мысль, что Господь дарует победу на всякого врага и супостата только Помазаннику Своему –  Самодержцу Всероссийскому.

Было время, в начале XIX века, когда высшее общество стало увлекаться якобинством. Многие тогда заразились революционным духом, а детей стали воспитывать преимущественно на французском языке. Увы, эта духовная болезнь терзала многие просвещенные умы той славной поры.

Бог прогневался за такое массовое отступление от Истины и наслал  Наполеона, как наказание, а с ним пришли не только галлы (французы), но и  другие европейские народы, мечтающие о легкой наживе.

Но, Вседержитель, вразумляя нас через врагов, смилостивился, когда увидел покаяние в великом множестве русских сердец, жажду подвига и великую решимость сплотиться и встать на защиту Веры, Царя и Отечества.

В  молитве так об этом благовествуется:

“Призрел бо еси на скорбь нашу, и на потребление Царствующаго града, в немже от лет древних призвася Имя Твое, и на моления наша, яже не на наша правды уповающе повергохом пред Тобою, но на щедроты Твоя многия, Господи: и дал еси нам хребет нечестивых сопостатов, Благочестивейшаго же Царя нашего Александра Павловича венчал еси оружием благоволения Твоего, да от лица Христа Твоего исчезающе исчезнут яко дым врази Твои, любящии же Тебе возсияют, яко Восток Солнца в Силе Своей”.

Здесь, братья и сестры, напрямую говорится, что Государь Император Александр Павлович является еще и Христом земным, то есть, Он есть Живая Икона Господа нашего Иисуса Христа. Через Православного Царя, как Отца народа, Господь управляет Государством и помогает нам.

Есть в данной Царской молитве и такие слова:

“Утверди Благословение Твое и на Благочестивейшем, Самодержавнейшем, Великом Государе нашем, Императоре … всея России, и Дух Твой Благий да почиет на Нем выну”.

Слово “выну” мы  переводим “всегда”. То есть, мы усердно молимся о том, чтобы Дух Божий Благий всегда почивал на нашем Государе Императоре, которого пошлет Господь для спасения России.

Победа же Русского народа под руководством Благоверного Императора Александра Первого есть прообраз Победы Русского Богоносного Народа под предводительством Царя-Победителя над всеми врагами Божьими накануне Второго Пришествия Христова.

Благочестивейший Император Александр Павлович, после окончания Отечественной войны 1812 года, издал Манифест, в котором указал, что в один день 25 декабря по старому стилю (сейчас это 7 января) в России будет праздноваться “Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа и воспоминание избавления Церкви и Державы Российския от нашествия галлов”.

И пусть звучит вновь и вновь эта Рождественская молитва. Пусть несет она всем нам радость этого Царственного Дня и спасительные богословские смыслы, помогающие нам лучше понять наше родное Православие – нашу Святую Православную Веру!

Братья и сёстры, с Рождеством Христовым! С праздником вас! С нами Бог! Христос рождается! Славьте; Христос с Небес – сретайте (встречайте); Христос на земле – возноситеся!

Богу нашему слава, во веки веков. Аминь.

С уважением и любовью во Христе, священник Роман Зеленский.

06.01.2016 г.