Сост. И.Доценко

Петр Великий

в преданиях русского народа.

Инна Доценко «Петр Великий в северных преданиях»

По объему и количеству народных преданий, связанных с правителями земли Русской,  на первом месте стоят те из них, центральное место которых занимают личности  равноапостольного Князя Владимира и Императора Петра Великого. В них народные представления (1) о Петре Великом  раскрываются больше всего в образе справедливого Царя, который даже  не умаляют возложенные на простой народ  тяжести военной службы и строительного труда (например, на постройке Ладожского канала).

Взять, к примеру,  предание, бытовавшее в среде северных крестьян, прадеды которых непосредственно участвовали, как бы сейчас сказали, в осуществлении грандиозных проектов  Царя-преобразователя: “Гнали тогда народ изо всех мест, так что на тропах в лесу люднее стало, неже по селам и деревням. Осударь, бывало, выйдет к погосту из лесу да и кликнет клич народу: “Помогите, православные, отбиться от супостата, отогнать неверного!” Ино волею народ шел, ино силою брали приказные, что следом за Царем ехали и подбирали тех, кто слова царского не послушался. А Царю то и невдомек, что приказные насильничают да охальничают. Только пришел Он к Соловкам, где в ту пору крепость ставили, привез охочий народ с Собою да и стал, благословясь, рвы копать и землю сыпать; долго ли, коротко ли, видит еще шхун десять с народом валит. – Вы зачем? – спрашивает. – Пригнали – сказывают – крепость строить. Рассерчал Государь свирепостью и всех приказных расказнил. – Мне-де вольный народ надобен, а не сбитый! Вы что ли землю пахать будете за них да подати платить? Как смели Мою волю менять! Я их на месте на семена оставил, а вы куриным своим умом по-иному раздумали. Так и угнал народ восвояси, да еще все имения от приказных отобрал и народу отдал: “Было бы-де вам, чем мне подмогу сделать, когда потребуется”".

Подобных преданий о Петре Великом сохранилось великое множество. В настоящее время более всего с ними приходится сталкиваться при выяснении лексического значения  тех или иных географических названий. Некоторые из этих «петровских» топонимов сохранились и до настоящего времени. Сохранились и подробно изложенная история их происхождения.

Инна Доценко «Царский обед на Лось-камне (Царском камне)».

Есть такой огромный камень в самом русле р. Сухоны близ Тотьмы (Вологодская обл.), на котором, по преданию, на пути в Архангельск обедал со свитой Император Петр Великий, посему он еще называется “Царев камень”.

Важная солома.

«В Архангельской губернии есть селение Важмосолма. Ехал Государь в Архангельск, к этой деревне подъезжает и видит: жнут девки и бабы в басе-красе — что твой маков цвет, и песни поют — что твой соловей заливается. Загорелась душа у Царя Петра I, заискрились очи ясные, сколыхалась грудь Его белая, закипела утроба богатырская. «Стойте, — говорит Он. С коня слез. — Здесь пир устрою, — говорит, — на весь мир». Велел Он тут из снопов столы делать и скамейки, и кушанья варить, и вино курить. Рассадил по местам, кому где быть надлежит: баб с мужиками, девок с молодыми парнями. И давай угощать! Петр Великий все хохотал, а девушки и бабы ему песни пели. Одна песня в особе Ему прилюбилась: как споют ее, еще, скажет, девоньки, спойте. Девки пели:

Собирались бояре на совет,

Собирались думу думать государеву:

Время тяжкое подходит,

Хочет турка воевать…

Слышит Он ее и голову свою наклоняет и думает, а парни и девки развеселились, не дают Ему думу думать. Снопы разбросали и стали разноличные игры водить и плясать в размашистую. «Вот так важная солома!» — сказал будто бы Петр I. И с этих-то слов государевых стали будто бы звать это место Важмосолма» (2).

Беседная гора.

«Петр Первый имел проезд при деревне Шестовой, ехал Он в Архангельск; почтовая дорога тут пролегала и теперь виднеется. Крестьяне из окольных мест собрались во множестве, видимо-невидимо на горе — верста будет от деревни; день был гулярный. Наместный староста с выборными навстречу вышли с хлебом-солью, как водится, по русскому обычаю. Выступил Петр Первый из коляски; росту Он был высокого, ученья великого; хлеб-соль принял и с крестьянами разговор держит.

— Каково вы, крестьяна, поживаете и какой же у вас промысел есть?

Тут крестьяне пословечно стали ему высказывать…

(Далее предание повествует о том, как крестьяне предложили Петру создать Мариинскую водную систему.)

Придумался Петр Первый, головой потряхивает и видит: живут тут люди не слепцы, не по канату ходят, народ сметливый, работный. Заложил Себе это слово на ум и поехал дале. С тех пор эта гора зовется Беседная гора…

В начале нынешнего столетия еще жив был 115-летний старик Пахом, который был непосредственным свидетелем того, как Петр I, скоро после этой беседы, хлопотал уже о соединении этих вод. Седой, как лунь, этот старик подробно рассказывал, как Царь, в течение десяти дней, бродил по лесам и болотам и осматривал те места, где предполагалось соединить Ковжу с Вытегрою. «А Батюшка-Государь, — говорил Пахом, — был роста высокого, всех людей выше целою головою. Он часто встряхивал своими черными волосами, а пуще когда бывал в раздумье. Надежда-Государь не гнушался нашего житья-бытья; кушивал нашу хлеб-соль и пожаловал отцу моему серебряный полтинник» (3).

Ил.

«Путешествуя к Архангельску, Петр посетил Топецкое село Архангельской губернии, и, выходя из карбаса на илистый берег села, Он с трудом мог идти по нем, сказавши при этом: «Какой же здесь ил!» И с той поры место это и поныне не называется иначе как Ил.

Придя в село, Государь вошел в дом крестьянина Юринского и у него обедал, хотя обеденный стол был приготовлен для Петра в другом доме. Сей крестьянин, когда Петр выходил из карбаса на берег, случайно рубил на берегу дрова и, таким образом, первый поздравил Государя с благополучным прибытием. Посему-то Юринский и был отличен перед прочими односельчанами. На память посещения своего Государь пожаловал ему две чарки серебряные и таковой же именной перстень да несколько тарелок. Сверх того Петр дарил Степану Юринскому столько земли, сколько он видит, но благоразумный Юринский довольствовался пятьюдесятью десятинами» (4).

Особо в связи с личностью Петра Великого  простому русскому народу полюбился образ Царя-мастерового, Царя-корабельщика, Царя-солдата. Остановимся на первом – на образе Царя-мастерового, Царя-труженика, который не гнушался ни молота, ни лопаты, ни другого какого-либо орудия труда своего времени, при этом любивший бывать в обществе простых тружеников – самих составителей и хранителей рассматриваемых преданий.

Правдивость этих преданий подтверждается свидетельством историков. «Если Петр не спал, не ел, не ехал, – свидетельствует  И.О. Ключевский (5), – непременно что-нибудь строил. Руки Его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли. За ручной труд Он брался при всяком представлявшемся Ему случае. В молодости, когда Он еще многого не знал, осматривая фабрику или завод, Он постоянно хватался за наблюдаемое дело. Ему трудно было оставаться простым зрителем чужой работы, особенно для Него новой: рука инстинктивно просилась за инструмент; Ему все хотелось сработать самому… С летами Он приобрел необъятную массу технических познаний. Уже в первую заграничную Его поездку немецкие принцессы из разговора с Ним вывели заключение, что Он в совершенстве знал до 14 ремесел. Впоследствии Он был как дома в любой мастерской, на какой угодно фабрике. По смерти Его чуть не везде, где Он бывал, рассеяны были вещицы Его собственного изделия, шлюпки, стулья, посуда, табакерки и т. п. Дивиться можно, откуда только брался у Него досуг на все эти безделки».

Воронежские народные предания о Царе Петре.

«Есть в Воронеже памятник Петру I, Царю русскому. И это неспроста. Ведь первый русский флот Царь Петр здесь, в Воронеже, строил. Говорят, Он и сам работы черной не гнушался: сам и рубил, сам и пилил. Часто народ и не знал, что это сам Царь с ними вместе работает.

Как-то раз подходит к Петру старый мастер – очень хороший плотник – и смотрит, как тот работает. И видит: и то у Петра не так, и это не так. Ну, подумал мастер, что это какой-то молодой плотник, из новеньких, и давай Его ругать. А потом все показал и рассказал Ему, как и что надо делать. Петр все быстро понял и стал делать правильно.

А в конце дня, когда мастер подошел к Нему опять, Петр засмеялся и назвался мастеру. Испугался мастер. Как же, на самого Царя накричал! Но Петр снял со своей руки кольцо и одел его на палец мастеру.

- Носи, – говорит, – да вспоминай, как ты Царю науку преподавал, как ты его плотничать учил».

Петр Первый на петровском заводе.

«Часто ездил в нашу лесную сторону Петр I. Где нунько Петрозаводск, тут стояла только мельница с избой. Приехал Петр I и поставил тут завод чугунный, церковь во имя Петра и Павла и сад насадил. Придет, скажут, в завод и своими царскими руками крицы дует, а бояре уголья носят. В молотобойню завернет, и молот в руки и железо кует, и это железо в Питере, скажут, у какого-то барина до теперь хранится. Вот оно Царь так Царь: даром хлеба не ел, лучше бурлака работал» (6).

Царь Петр крестит ребенка.

«Был этот случай в Вожмосалме. У одного бедного-пребедного мужика народилась дочь. Надо малютку крестить, а к горюну никто в кумы нейдет. Проходил Осударь в это время через Вожмосалму и узнал, что такая беда с мужиком. Пришел Он к бедному мужику и говорит, что будет в него кумом.

Только прослышали про такую волю Петрову на погосте, как стали к бедняку бабы самые богатые толкаться да зазываться в кумы. «Не хочу я с ними кумиться, — говорит Петр, — а разыщи ты мне самую лядащую бабенку, что у вас по погосту христа-ради ходит». Нашел бедняк такую бабу лядащую, и покрестил Осударь с ней беднякова младенца. Как покончили крестины, так и говорит Осударь: «А не худо бы, куманек, и винца выпить!» А у бедняка денег-то ни полушки, а зелена вина — ни косушки. «Видно, делать нечего, — сказал Царь, — моя анисовая нынче дела делать будет». Вынул свою походную баклажку да чарочку золотую, налил ее своей анисовой водкой, всех перепотчевал, сам выпил, одарил бедняка деньгами, а чарочку куме подарил на память» (7).

Строительство часовни.

«Первые венцы часовни Заяцкой Петр Алексеевич сам клал. Сплотки сплавили от Кондострова к Заяцкому, дерева толстые, берега невысоки, а крутеньки. Сам носил на угор. На плечи мешковину набросит, подмогу дадут на плечо дерево навалить, и пойдет. Силен был, могутный, молодой, вот и задорился, силу казал. Сам концы рубил «в лапу», ловко так плотничал. Силен, веселился от работы и показаться всем хотел. От настоятеля это слыхали, в пример ставил Петра Алексеевича» (8).

«Старики рассказывали, как Петр Великий крест рубил в Унской на Красном (мыс). Все  сбежались смотреть как Царь топором тешет. Да что из Луды, из Яреньги бежали» (9).

Особо следует отметить народные предания, засвидетельствованные как подлинные Церковью, которые касаются темы общения Петра Великого с истинными блаженными Его времени.

Петр Первый и Фаддей Блаженный в церкви.

«Петр I был у литургии в Петропавловской церкви. По окончании службы, выходя из храма, Петр заметил стоящего у порога старца Фаддея и обратился к нему с такими словами:

— Здравствуй, Фаддей! Как много сегодня народу в церкви!

Народ густой толпой валил из церкви за Царем.

— Народу! Нет, Царь! Мало сегодня народу.

— Как мало?

— Да всего полтора человека было. Я был, да Ты, Царь, до пол-обедни, а потом и твои мысли по Сионским горам ходили.

Царь ничего не возразил на слова Фаддея, но только признал его за истинного проницателя» (10).

Предсказание кончины Петра Первого.

«В последний раз Петр Первый имел разъезд на заводы. Уезжает и говорит на прощанье:

— Прощай, Фаддей, в молитвах поминай и на путь благослови.

Фаддей отвечал:

— Господь Бог благословит вхождение и исхождение Твое отныне и до века.

Сам плачет и слезы ронит:

— Не бывать, — скаже, — не бывать, Надежа-Государь, не бывать в живых.

Царь заметил последнее слово и велел арестовать юродивого.

На другой год, как пришла к Нему смертная немощь, Он вспомнил о блаженном Фаддее. Послал гонца на Петровские заводы, приказал освободить от ареста и производить ему до смерти пенсион.

На иной год умер и сам блаженный Фаддей» (11).

 

Примечания.

(1)   В связи с этими народными преданиями следует иметь ввиду и пословицы про Царя  Его власть (собраны В. Далем):

Без Бога свет не стоит, без Царя земля не нравится.

Бог знает да Царь (речи бояр заключались: “А всего выше, Государь, ведает Бог да Ты” и пр.).

Бог милостив, а Царь жалостлив.

Бог на небе, Царь на земле.

Бог помилует, а Царь пожалует. Бог помилует, так и Царь пожалует.

Богат Бог милостию, Государь жалостию.

Божье Богу, а Царево Царю.

Божьи дела проповедуй, а тайну Цареву храни!

Ведает Бог да Государь.

Верный слуга Царю всего дороже.

Видеть ясные очи Царские.

Виноватого Бог простит, а правого Царь пожалует.

Воля Божья, а суд Царев.

Воля Царю дать ино и псарю.

Воля Царя – закон. На все святая воля Царская.

Все Божье да Государево. У Бога да у Царя всего много.

Все во власти Божией да Государевой.

Всякая вещь перед Царем не утаится.

Где Царь, тут и правда (и страх, и гроза).

Государево (или: Казенное добро) на воде не тонет, на огне не горит.

Государь – батька, земля – матка.

Государь знает, кто Ему друг, кто недруг (т. е. не наше дело).

Государь-батюшка, надежа-Православный Царь (или: Белый царь).

Грозно, страшно, а без Царя нельзя.

Душой Божьи, телом Государевы.

Жалует Царь, да не жалует псарь.

Кого милует Бог, того жалует Царь. Милует Бог, а жалует Царь.

Кой род любится, той род и высится (о любимцах Царских).

Народ – тело, Царь – голова.

Не ведает Царь, что делает псарь.

Не всяк Царя видит, а всяк его знает.

Не всяк Царя видит, а всяк за Него молит.

Не Москва Государю указ, Государь Москве.

Не судима воля Царская.

Нельзя быть земле Русской без Государя.

Нельзя земле без Царя стоять. Без царя – земля вдова.

Нет больше милосердия, как в сердце Царевом.

Ни солнышку на всех не угреть, ни Царю на всех не угодить.

Никто против Бога да против Царя.

Никто, как Бог да Государь.

Один Бог, один Государь.

Одному Богу Государь ответ держит.

Правда Божья, а воля Царская.

Правда Божья, а суд Царев. Суд царев, а правда Божья.

Светится одно солнце на небе, а Царь Русский на земле.

Суди меня Бог да Государь! Суди Бог да великий Государь!

У них ни Царя, ни закона (т. е. неурядица).

У Царя руки долги (т. е. сила).

Царские милости в боярское решето сеются.

Царский глаз далече сягает.

Царский гнев и милость в руке Божьей.

Царское осуждение бессудно (или: суду не подлежит).

Царь гладит, а бояре скребут.

Царь города бережет. Царь от Бога пристав.

Царь помилует, Царь и пожалует.

Царю люди (или слуги) нужны.

Свята воля Царская.

(2) Райкова И.Н. Петр I. Предания, легенды, сказки и анекдоты http://zhmak.info/1151809143-inraykova-petr-i-predaniya-legendy-skazki-i-anekdoty.html

(3)   Барсов Е. Петр Великий в народных преданиях северного края// Беседа, Кн.5, Май, М.. 1872.

(4)   Райкова И.Н., Там же.

(5)   И. О. Ключевский. «Петр Великий, его наружность, привычки, образ жизни и мыслей, характер».

(6)   Барсов Е., Там же.

(7)   Райкова И.Н., Там же.

(8)   «Северные предания Беломорско – Обонежского региона», Л., 1978.

(9)   «Северные предания Беломорско – Обонежского региона», Л., 1978.

(10)   Райкова И.Н., Там же.

(11)    Барсов Е., Там же.