Империя и Император
в писаниях святых отцов и учителей
раннехристианской Церкви (часть 1)
Триумф Марка Аврелия.Рельефная панель с триумфальной арки Марка Аврелия (предположительно).Мрамор. 177—180 гг. н. э.Рим
Автор-составитель Иван Абеляшев
Содержание.
Введение.
Роль Империи в апостольской проповеди и сохранении Церкви и всего мира.
Римский Император и его власть как установление Бога Истинного.
Молитва за Царя. Причины и виновники гонений Церкви в Империи. Случаи заступничества Императора за гонимых христиан.
Почитание Царя.
Введение.
Со времени апостольской проповеди и до эпохи Равноапостольного Константина Великого, Христианская Церковь время от времени подвергалась притеснениям и жестоким гонениям, особенно в Римской Империи, где Она в основном и была распространена, где всегда проживало подавляющее большинство христиан.
Казалось бы, по принятии Римским Императором христианства должна была последовать коренная ломка римской государственности, тесно связанной с императорским языческим культом, изменение Императорского служения как политического института, но этого не произошло.
По существу с победой христианства устройство Империи, характер и принципы Императорского правления не изменились. Даже двор самого жестокого гонителя из императоров Диоклетиана в целостности был перенесен в новую, уже христианскую столицу Империи. Почему? Ответ на этот вопрос уже содержится в писаниях отцов и учителей Церкви 2-3 веков, времени могучей и нерушимой языческой Империи.
В это время Церковь ответила не только мужественным исповеданием христианства и украсилась мученическими венцами, но и красноречиво засвидетельствовала Истину в речах и посланиях своих учителей, которые в учености не уступали языческим и эллинским интеллектуалам.
Так, например, две речи в защиту христиан и их веры обращены одним из влиятельнейших богословов древней Церкви св. мучеником Иустином, прозванным Философом, к самим императорам: Антонину Пию и Марку Аврелию.
Подобные апологии христианства для прочтения императорами написаны и другими учителями Церкви (Афинагором, Аполлинарием, Милитоном и др.). В этих речах вполне определенно показано отношение Церкви к самому римскому государству и Императору.
Даже в условиях гонений православное вероучение не подвергало сомнению Божественное происхождение Империи и Императорской власти. Сохранение этого Божественного установления – гарантия сохранения Церкви и всего мира.
Роль Империи в апостольской проповеди
и сохранении Церкви и всего мира.
«Итак смотрите, не Тот ли раздает царства, Которому принадлежит не только управляемый мир, но и сам управляющий человек? Не Тот ли устроил в мире смену царств по известным периодам, Который был прежде всякого времени и создал самое время? Не Тот ли, при Котором род человеческий некогда существовал без государства, возвышает и низвергает царства? …Вы, римляне, некогда оказали честь ее (Иудее—Сост.) Богу жертвами, храму — подарками, народу — союзами. Вы никогда не господствовали бы над нею, если бы она не согрешила против Христа». [Тертуллиан. Апология, 26]
«Октавиан Август «одолевший наиболее могущественных своих соперников, захвативший гегемонию и предпринявший эффективные меры защиты, сохранил форму и наименование политического режима, но поставил себя монархом над всеми. С этого времени и доныне власть является монархией, но называют они (римляне – Сост.) своих правителей не царями … из уважения к древней клятве, но автократорами (императорами—Сост.), термином прежде присваиваемым победоносным командующим. На самом же деле это цари». [Аппиан. Римская история. Предисл. 22-23] .
Здесь у древнегреческого автора Царь тот, кто именовался у древних римлян латинским словом«Rex». На русском языке титул “Rex” передается титулом «король» (слово «король» восходит к имени Карла Великого). Русское же слово «Царь» (от ,цѣсарь) восходит к имени Юлия Цезаря (лат. Caesar).
В 27 до Р.Х. по завершении в Риме гражданских войн наследнику Цезаря Октавиану преподносится почетный титул «Август» (лат.Augustus, от глагола лат.augere – увеличивать, то есть «возвеличенный богами» или «тот, кто возвеличил государство»). Этот титул Октавиан включает в свое имя вместе со старым республиканским титулом «Император».
До Рождения Спасителя, в. эпоху Римской республики почетное звание «Император» (лат.imperator – «начальник», «властитель», в частности – «полководец», «военачальник») давался высшим должностным лицам, которым предоставлялся империй (лат..imperium – “полнота власти”, “полномочия”) в военной или гражданской сфере. Со времени Императора Августа этот титул начал приобретать монархический характер.
Таким образом, 27 год до Р.Х считается годом основания Римской Империи.
В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова (Лк.2.1-4).
«Бог предуготовил народы к Его учению и устроил так, что римский царь стал господствовать над всем миром. Ведь если бы было много царств, тогда и народы оставались бы чужими друг другу; тогда и исполнение приказания Иисуса: идите и научите все народы, — приказание, которое дано было Апостолам, было бы соединено со значительными затруднениями.
Известно, что рождение Иисуса последовало в правление Августа, который слил — если можно так выразиться — многочисленные народы земли в одно Царство. И это было важно потому, что существование многочисленных царств, конечно, послужило бы препятствием в деле распространения учения Иисуса по лицу всей земли не только по вышеуказанной причине, но еще и потому, что тогда народы были бы вынуждены вести войну и защищать отечество, как это действительно и было перед временами Августа и особенно в еще более отдаленные времена, когда один народ должен был вести войну с другим народом». [Ориген. Против Цельса. Кн. 2, Гл. 30]
Схожая с этой точка зрения на значение Империи в апостольской проповеди, но более широкая и глубокая с сугубо богословской темой домостроительства нашего Спасения, спустя столетие раскрывается у святителя Иоанна Златоуста:
«Когда общий наш Спаситель Иисус Христос имел родиться, от кесаря Августа выходит общее повеление, касающееся Вселенной.
Так как всеобщая благодать должна была воссиять на всю землю, то некоторым образом и дело общественное соприкасается с религией, и, при рождении Спасителя, происходит одно повеление во всей Вселенной.
Итак, изыде повеление от кесаря Августа, чтоб была сделана перепись всей Вселенной для приготовления единения религии, для приготовления пути Евангельской проповеди, для приготовления пути учению.
Прежде было, конечно, много местных начальственных учреждений; не было кесарева повеления, касавшегося того всеобщего объявления; а когда при посредстве проповеди вера благочестия должна была распространиться по всей Вселенной, Вселенная соединяется под одним лозунгом; и не только Вселенная, но и земное – с Небесным, и к пользе для людей благочестие доводится до общего сведения, чтобы Божественная Истина ни от кого не осталась сокрытой. Кесарь Август повелевает – и Иосиф повинуется и берет Деву.
Когда ты спросишь эллина или даже самого иудея о том, почему Август удостоился чести много времени царствовать (а он царствовал пятьдесят шесть лет и четыре месяца), то они ничего не отвечают, но, не зная причины вещей и не веря Божией благодати, думают, что весьма продолжительное время выпало ему на долю по некоторому жребию.
При нем родился Иисус Христос. Поэтому, если Август был римским императором и, притом, первым, то Христос естественно воспринял на Себя исполнение домостроительства Божия об Его воплощении при основании римской империи. … Власть римлян – начало проповеди, четвертое царство времен». [Беседа на слова: "вышло повеление от кесаря Августа" и на внесение в перепись Пресвятой Богородицы (1)]
В Православной Церкви традиция толкования Евангельской истории Рождества Христова в таком, тесно связанном с Имперской темой смысле сохранилась и в последующие века.
«Когда единый Бог, имея прекратить многобожие, прилично было и державствовать одному царю — кесарю. Вместе со всеми записывается и Христос. Господу и следовало записываться со Вселенной». [Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки, глава 2].
«Наше любомудрие первоначально процвело среди варваров (т. е. иудеев); потом в могущественное владычество твоего предка Августа, встретившись с подвластными тебе народами, было для твоего царства добрым предзнаменованием; потому что с тех пор римская держава возвеличилась и прославилась.
Ты сделался вожделенным преемником престола и будешь владеть с сыном (Коммодом), если сохранишь то любомудрие, которое возрастало с твоим царствованием и началось с Августом, и которое твои предки чтили наравне с другими верами.
А что наше учение расцвело вместе с благополучным началом Империи, именно к ее благу, величайшим доказательством служит то, что с владычества Августова не случилось ничего худого, напротив, по общему желанию, все шло счастливо и славно.
Из всех императоров только Нерон и Домитиан, склонившись на убеждения некоторых зложелательных людей, старались оклеветать наше учение, и от них-то, через безумное обыкновение клеветать, полилась ложь на последующих христиан». [Апология Мелитона. Сагарда Н. И. Лекции по патрологии]
Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею… И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор пока не будет взят от среды удерживающий теперь, — и тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих” (2 Сол. 2, 1-4, 6-8).
«Есть у нас другая, большая нужда молиться за Императоров, также за всякий род власти и за римское государство. Мы знаем, что предстоящая всему земному шару величайшая катастрофа и самый конец мира, грозящий страшными бедствиями, замедляется римскою властью. Мы не хотим испытать этой катастрофы и этого конца, и потому, когда молимся об отсрочке этого, то этим самым содействуем продолжению римского государства». [Тертуллиан. Апология, 32]
В дальнейшем уже святитель Иоанн Златоуст скажет:
“Одни полагают, что под этим (должно разуметь) благодать Св. Духа, а другие — Римское государство. С этими последними я больше соглашаюсь». [Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Римлянам, Гл.23]
«Империя же существовала всегда. Она только переходила из рук в руки. Четыре Империи: Ассирийская. Персидская, Македонская, Римская. С Константина начинается пятая Империя, окончательная – Империя христианская» [Тютчев Ф.И. Россия и Запад].
В ветхозаветное время об этих четырех империях было сказано пророком Даниилом, когда он толковал царю Навуходоносору его пророческий сон:
“Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его.У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его – из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные.Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их.Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою и наполнил всю землю.Вот сон! Скажем пред царем и значение его.Ты,царь,царь царей,которому Бог небесный даровал царство,власть, силу и славу,и всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими. Ты – это золотая голова!После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею.А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все,так и оно,подобно всесокрушающему железу,будет раздроблять и сокрушать.А что ты видел ноги и пальцы на ногах частью из глины горшечной, а частью из железа, то будет царство разделенное, и в нем останется несколько крепости железа, так как ты видел железо, смешанное с горшечною глиною.И как персты ног были частью из железа, а частью из глины, так и царство будет частью крепкое, частью хрупкое.А что ты видел железо,смешанное с глиною горшечною, это значит, что они смешаются через семя человеческое, но не сольются одно с другим, как железо не смешивается с глиною.И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно,так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь,глину,серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после сего. И верен этот сон, и точно истолкование его!“(Дан. 2, 31-45).
Царь царей – это не «царь среди других царей», не «первый среди равных», а «царь, стоящий над другими царями», позднее, после Рождества Христова – Император Первого, Второго и Третьего Рима. Его власть – «сверхцарская власть, как бы царская власть во второй степени, распространенная и на тех, кого остальной мир рассматривает как царей» (Э. Бенвенист).
“После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него” (Дан. 7,7).
«После того, как совершился трехсотлетний период владычества эллинов, пророк свидетельствует нам уже иное. Он говорит:”После сего видел: и вот, зверь четвертый, страшный и ужасный и сильный, зубы его железные и когти его медные; пожирает и сокрушает, и остатки попирает ногами своими; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов дано было ему”… Итак, всем известно, что после царства эллинского не восставало еще никакого иного царства, помимо господствующего в настоящее время. Это-то [последнее] и есть то самое, которое имеет железные зубы.
В самом деле, оно своею силою сокрушает и уничтожает все, подобно железу. И остатки попирает ногами. Этим указывается на то, что после настоящего Римского царства не возникнет еще никакого другого царства…»
[Ипполит Римский. Толкования на книгу пророка Даниила.Кн.4. Видение восьмое. О четырех зверях, 4]
Использованные источники:
1. Учение Господа, (переданное) народам через 12 апостолов (Дидахе)//”Журнал Московской Патриархии”, 1975, №11
2. Иоанн Златоуст, свт. Беседа на слова: “вышло повеление от кесаря Августа” и на внесение в перепись святой Богородицы// Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в 12-ти т., т.2, СПб., СПб Дух. Акад. 1896
3. Иоанн Златоуст, свт. Остатки из толкования на Притчи Соломона// Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, т.12, кн.3, СПб., Дух. Акад. 1906
4. Ориген. Против Цельса. Апология христианства, М.. 1996
5. Апология, которую афинский философ Аристид держал пред императором Адрианом// Золотое слово Священного Предания. I-III век. Вып. 05. М., 2000
6. Татиан. Слово к Эллинам // Раннехристианские апологеты II – IV веков. Переводы и исследования. Антология, Ладомир, 2000
7. Вторая апология// Сочинения св. Иустин философа и мученика. М.,1892
8. Первая апология// Сочинения св. Иустин философа и мученика. М.,1892
9. Предстательство за христиан Афинагора афинянина, христианского философа// Раннехристианские апологеты II – IV веков. Переводы и исследования. Антология, Ладомир, 2000
10. Слово Мелитона Философа пред Антонином кесарем// Раннехристианские апологеты II – IV веков. Переводы и исследования. Антология, Ладомир, 2000
11. Евсевий Памфил. Церковная история // Богословские труды / Московский патриархат. М., 1982–1985. Сб. 23–25
12. Евсевий Памфил. Жизнь Константина, М., 1998.
13. Тертуллиан. Апология// Отцы и учителя Церкви 3 века, т.1, М., 1996
14. К константинопольским иереям и к самому Константинополю// Святитель Григорий Богослов. Песнопения таинственные, М., 2000
15. Послание к Императору Иовиану// Святитель Афанасий Великий. Творения в четырех томах, т.3, М., 1994
16. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т.1, М., 1994
17. Творения святого Ипполита, епископа Римского. Вып.1. Толкования на книгу пророка Даниила, Казань, 1898
18. Ежегодная Богословская конференция Православного-Свято-Тихоновского Богословского института. Материалы 1992-1996 гг., М., 1996
19. Тютчев Ф.И. Россия и Запад// Литературное наследство. Т.93. Феодор Иванович Тютчев. Кн. 1, М.,1988, стр.224
20. Аппиан. Римская история, СПб., 1996
21. Сагарда Н. И. Лекции по патрологии.
22. Толкование на Святое Евангелие блаженного Феофилакта Болгарского. В 2-х
томах, М., 2014