Новолетие – начало

Богослужебного  Церковного года.

(Богослужебный Церковный год начинается 1 сентября по новому стилю 14 сентября.)

Святой Равноапостольный Император Константин Великий, одержав 1 сентября 312 года победу над Максентием, даровал христианам полную свободу исповедовать Православную Веру. Отцы Первого Вселенского Собора (в 325 году) в память об этом определили начинать Новый год с 1 сентября, как дня, который был началом “свободы христианской”. На Руси в 1492 году Московский собор принял считать летоисчисление с 1 сентября вместо 1 марта в честь этого великого события.

В VI в., в Царствование Святого Благоверного Императора Юстиниана I (527–565), в Христианской Церкви вводится календарное счисление по индиктам или индиктионам (от лат. indictio — объявление), 15-летним периодам наложения дани. Под indictio в Римской Империи понималось обозначение цифры податей, которые следовало собрать в данном году. Таким образом, финансовый год в Империи начинался «указанием» (indictio) Императора, сколько нужно собрать податей, при этом каждые 15 лет производилась переоценка имений.

В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге в г. Назарет пророчество Исаии (Ис 61. 1–2) о наступлении лета благоприятного (Лк 4, 16–22). В этом чтении Господа, византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Минологии Святого Благоверного Императора Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник» (PG. 117. Col. 21). И доныне в Православной Церкви 1 сентября за литургией читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя.

На Руси по принятии христианства гражданский год вплоть до XV в. начинался с марта. С            1 марта вели начало года все древние русские летописцы, включая преподобного Нестора. Но, несмотря на то, что только в XV в. началом гражданского года официально становится 1 сентября, имеются свидетельства о совершении на Руси 1 сентября чина летопроводства не только в конце XIV в.

На Руси в XVII веке день новолетия Святой Благоверный Царь Алексей Михайлович, а за Ним бояре и весь народ московский посвящали делам милосердия. Ни один нищий не отходил от домов без утешения – их всех богато оделяли милостыней, одеждой и обувью, кормили сытным праздничным обедом. Простой народ наделяли гостинцами и подарками, посещали заключенных в темницах.

Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии Святого Благоверного Императора Петра Великого.

Тропарь Церковному новолетию и молитву сейчас можно читать 14 сентября и на Новый год.Что интересно, братья и сестры,что Святая Церковь всегда молилась Богу о сохранении в мире  Богопомазанника Государя Императора. Потому как,  именно в таком молении выражается наше уважение к Богу, наша Православная Вера. Аминь.

 

Тропарь новолетию, глас 4:

Благодарни суще недостойнии раби, Твой, Господи, /о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, /славящи Тя хвалим благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие,/ и рабски любовью вопием Ти: / Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Слава: глас 3:

Твоих благодеяний и даров туне, / яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, /к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, / и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: / слава Тебе, Боже Прещедрый.

И ныне: глас 2:

Всея твари Содетелю, /времена и лета во Своей власти положивый, / благослови венец лета благости Твоея, Господи, /сохраняя в мире  ИМПЕРАТОРА  и град Твой/молитвами Богородицы и спаси ны.

 

МОЛИТВА ИЗ МОЛЕБНОГО ПЕНИЯ НА НОВЫЙ ГОД.

Владыко Господи Боже наш, Источниче  жизни и безсмертия, всея твари видимыя и невидимыя Содетелю, времена и лета во своей власти положивый, и управляяй всяческая премудрым и всеблагим Твоим Промыслом! Благодарим о щедротах Твоих, яже удивил еси на нас в мимошедшее время жития нашего. Молим Тя, Всещедрый Господи: благослови венец лета Твоею благостию: сохрани возлюбленного раба Твоего, Благочестивейшаго, Самодержавнейшаго, Великаго Государя нашего, ИМПЕРАТОРА (Его же имя,Господи, Ты веси) всея России: и Супругу Его, Благочестивейшую Государыню, ИМПЕРАТРИЦУ (…): Матерь Его, Благочестивейшую Государыню, ИМПЕРАТРИЦУ (…): Наследника Его, Благовернаго Государя Цесаревича и Великаго Князя (…), и весь Царствующий Дом. Умножи дни жития Их в непоколебимем здравии, и во всех добродетелех преуспеяние Им даруй. Подаждь свыше благая Твоя и всем людем Твоим, здравие же и спасение и во всем благое поспешение. Церковь Твою Святую, град сей и вся грады и страны от всякаго злаго обстояния избави, мир и безмятежие тем даруй: Тебе Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, Всесвятым и Животворящим Твоим Духом, во едином существе Славимому Богу, всегда благодарение приносити и Пресвятое Имя Твое воспевати да сподобиши.

ВОЗГЛАШЕНИЕ:

Слава Тебе Богу, Благодателю нашему, во веки веков.