Доценко И.И.

Царское попечение об усопших.

Государь Петр Алексеевич водружает Крест на месте погребения
павших под Полтавой воинов. Июнь 1709 г.

28 января 1704 г. вышел Указ Государя Петра Алексеевича о порядке погребения умерших. В нем говорилось: “Умерших всяких чинов мужеска и женска пола, которые будут надлежать к погребению у святых церквей, и тех до трех дней не погребать, а выносить их из домов в церкви, и в третий день их погребать по обыкновению”. Таким образом, Царским повелением появляется  новый, обязательный срок погребения – третий день после смерти.

Этот Царский Указ отражал православное вероучение о посмертном состоянии души и тела человека.(1)

Кроме того, «поминовение усопших Православною Церковию имеет отношение ко многим весьма важным событиям в Царстве благодати, например, погребение тела на третий день и поминовение новопреставльшагося в этот день – к тридневной смерти Первенца из мертвых – Иисуса Христа». (2)

В 1723 г. выходит еще один Царский Указ, связанный со сферой погребения усопших, под названием «О неделании дубовых гробов». Сообщение об этом Сенат разослал во все епархии:

«Его Императорское величество указал, хотя дуб к непотребным и ненужным делам рубить весьма запрещено, однакож и за таким прещением, еще являются гробы дубовые. Того ради из Синода во все епархии послать подтвердительные указы, дабы священники нигде и никого в дубовых гробах не погребали». Немного погодя было запрещено и делание «долбленных сосновых гробов», то есть колод, –  их теперь можно было изготовлять «токмо из досок».

Эти два указа Петра Великого были  направлены на сбережение дубовых и сосновых лесов, которые надлежало использовать только для строительства флота и в  промышленном  производстве, а изготовление дубовых гробов и сосновых колод требовало большого количества древесины. «Негоже, – говорил Государь, – тратить казенное добро на  непотребное гниение». Вслед за изданием этих указов Государь повелел устраивать казенные мастерские по изготовлению гробов. В этих мастерских гробы сбивались из распиленных еловых, сосновых или березовых досок (при Петре Великом стала широко использоваться пила, которая, в отличие от топора, более экономно расходовала древесину).

К этому надо добавить, что колоды стоили дорого, нередко их даже не хватало, особенно во время эпидемий. Это представляло собой большую опасность заражения людей в случае, если по каким-то причинам могилы умерших от смертельной болезни могли быть размыты. «Христиане в Молдавии, Валахии и в земле казаков, – пишет арабский путешественник диакон Павел Алеппский, побывавший  в Московском Царстве в сер. 17 в. во время эпидемии, –  имеют обычай хоронить своих покойников в досчатых гробах; здесь же (в Московии – Д.И.) обыкновенно хоронят их в гробах, выдолбленных из одного куска дерева, с такою же горбообразною крышкой, и не только взрослых, но и малых детей, даже однодневных младенцев. По недостатку гробов, за неимением, кто бы привозил их из деревень, цена их, бывшая прежде меньше динара (рубля), стала семь динаров, да и за эту цену, наконец, нельзя было найти, так что стали делать для богатых гроба из досок, а бедных зарывали просто в платье». (3)

С колодой связано много народных суеверий. Например, был распространен обычай заготавливать себе гроб задолго до смерти. Само по себе это неплохо, если бы оно не рассматривалось как предзнаменование долгой жизни того, кто это делает.

Колода еще называлась «домовина» или «домовище». В ее стенках на уровне плеч делались отверстия наподобие окошек. Согласно народным представлениям, через эти окошки душа покойного могла видеть тело или же сам он мог поглядывать в них из своего жилища и т.п. Запрет на изготовление колод пресекал существование суеверий, с ними связанных.

Кстати, от колоды как гроба, рассматриваемого в качестве предмета языческого ритуала, уже в наши дни возник перенос понятия «колода» на некоторые элементы современной эзотерической практики.

Дом овина (бдын). Карелия. 19 в.

В связи с искоренением народных суеверий, относящихся к погребению усопших, необходимо отметить также Указ Государя Петра Алексеевича об “уравнении” надгробий с поверхностью земли. В Его правление еще сохранялись ярко выраженные «черты языческого погребения, не сходственные с христианским обычаем: язычники не хоронили на восток лицом своего покойника…  На могиле ставили постройку – бдын» . (4)

Задолго до Крещения Руси у древних славян была распространена кремация. «Вятичи, радимичи и северяне справляли над покойником тризну “и по семь творяху кладу (краду) велику”, на которую клали покойника и сожигали, потом собирали кости в небольшой сосуд и ставили его “на столпе” при дорогах. Это делают вятичи “и ныне”, прибавляет далее летописец, из чего можно заключить, что этот обычай был в силе в 11─ 12 столетии. Таковы же были и обычаи кривичей и других язычников.

Крада, клада – это погребальный костёр. (5) Выражение “на столпе”, вероятно, значит “на холме”, точнее в холме. Аскольда и Дира, убитых в 882 г. Олегом на Днепре, похоронили на горе. Олега в 912 г. также схоронили на горе Щековице… Ольга, приняв христианство, завещала “не творити трызны над собою”. Летописное известие пополнятся свидетельством Пролога 15 века под 11 июля: Ольга заповедала Святославу её “с землею равно погрести, а могылы не сути, ни тризн творити, ни бдына деяти. Бдын – надстройка над могилой, срубец мал (сруб малого размера – Д.И.) ”. (6)

Старообрядческое кладбище с бдынами (домовинами)

и памятниками-столбиками (не крестами!) на берегу Белого моря.

Старообрядческие захоронения с одними памятниками-столбиками. Крыша на верху такого столбика - символ того же бдына, – дома смерт,где в древности хранились кости сожженных на погребальных кострах покойников. Сам столбик – курный (окуренный) столб, или, как его называют в сказках, - «курья ножка»,на которой бдын стоял.

Бдын, как и погребальный курган, являлся своеобразным символом Матери-Сырой Земли.  Люди, животные, растения, произрастающие в дикой природе и на обрабатываемых полях,- это все, что она производит и питает. (7) Воображение наших далеких предков  связало Мать-Сыру Землю с образом Великой матери (Великой богини), (8) таким образом придав ей определенный характер языческого божества.. Естественно было им и представлять смерть как погружение в ее материнское лоно. (9)

На Руси очень долго, вплоть до революционных событий 20 века в народной среде сохранялось разнообразное поклонение Матери-Сырой Земле, причем все обычаи, связанные с этим нечестием, менее всего поддавались искоренению и забвению. В русском фольклоре до сих пор сохранились песни, в которых Мать-Сыра Земля не только воспевается как языческое божество, но еще и ассоциируется с курганом или холмом. (10)

Но бдын связан не только с языческим культом жизни, но и с языческими представлениями о смерти, породившими много народных суеверий.

Всем с детства знакомы сказки, в которых встречается избушка на курьих ножках. Эта избушка стояла на границе мира жизни и потустороннего мира. Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом. (11)

Как говорится в русских сказках, она узнает о прибытии из мира живых человека по запаху (запах живых ей неприятен). Взять, к примеру, следующий сказочный эпизод. «Избушка повернулась, и герой в нее входит. Он еще пока ничего не видит. Но он слышит: “Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится”. “Русский дух ко мне в лес зашол!”. Или короче: “Фу, как русска кость воня”… Иван пахнет не просто как человек, а как живой человек. Мертвые, бестелесные не пахнут, живые пахнут, мертвые узнают живых по запаху» . (12)

Баба-Яга – это древнерусская богиня смерти. (13) Связанное с ней название «курьи ножки» скорее всего происходит от слова «курные». «Курные» – это «окуренные» дымом столбы, на которые, как говорилось выше, и ставился бдын, – небольшой сруб с прахом покойника. Таким образом, жилище Бабы-Яги  по существу представляло собой древнерусскую «избу смерти», издревле связанную с кремацией.

Однако, как писал в свое время В.Даль, «народ наш, особо на севере и востоке, любит доныне долбленые гробы из колоды (запрещенные)». (14) К тому же даже в наши дни кое-где на  севере Архангельской области и в Карелии  все еще стоят дореволюционные бдыны. Берегли запрещенные царскими указами и несущие ярко выраженные черты языческих культов похоронные традиции старообрядцы, величающие себя староверами, хранителями старинных отеческих благочестивых традиций. Но и то, что Царские указы они не любили исполнять, и то, что отчасти по своему невежеству, а отчасти в силу своей склонности к двоеверию они сохраняли приходившие в упадок душепагубные традиции, ныне сочувствующие им из среды православных, как правило, обходят вниманием.

 

ПРИМЕЧАНИЯ.

(1) Необходимость поминовения умерших на третий день связана с тем, что первые три дня душа человека остается возле тела или посещает места, которые были ему дороги. И только через три дня она навсегда покидает земной мир.

(2) Антоний, иг., Вечные загробные тайны, М., 1908.

(3) Алеппский Павел, диакон. Путешествие Антиохийского патриарха Макария”, М., 1896 – 1899, кн.6, гл.6.

(4) Гальковский Н.М., Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси, Харьков, 1913.

(5) Древние славяне кремировали своих умерших, т.к. «душа человеческая, по древним языческим преданиям, представлялась в самых разнообразных видах; во-первых, огнем» (Афанасьев А. Славянская мифология, М.- СПб., 2008. стр.1022). Но кремация может иметь и другое объяснение. В условиях очень длительного совместного проживания далеких предков славян и ведических ариев (в последнее время отечественные ученые признают существование древней индославянской общности) сложились схожие религиозные представления, мифы, обряды, песни. Так вот, кремация – «наиболее обычный способ похорон у индийцев со времен Вед до сегодняшнего дня. Наиболее существенным фактором, давшим обычаю кремации твердое основание, было верование индоарийцев, установившееся в ведийский период. Индоарии считали огонь вестником богов на земле, переносящим жертвы богам [Ригв. 1, 60]… Когда человек умирал, нужно было его тело отправить на небо. Это можно было сделать только посредством Агни (ср. рус. Огонь – Д. И.). Когда тело пожиралось огнем и превращалось в пепел, покойный мог получить новое тело в мире Ямы  (ведического бога смерти – Д.И.) и присоединиться к предкам [Ригв. 10, 14,8]. Вероятно, это было главной идеей, лежавшей в основе кремации» (Жарникова C. Золотая нить, Вологда,2003, стр.94).

(6) Гальковский Н.М.,  Там же. «Козьма Пражский упоминает о хижинах на распутьях для упокоения душ усопших; Ибн-Фодлан так же говорит о каком-то сооружении на могиле сожжённого руса» (Гальковский Н.М.,Там же).

(7) Выражение «Мать – Сыра Земля» представляет землю, увлажненной дождем и потому способной стать матерью для всего растущего на ней.

(8) Древнерусская богиня-мать, вероятней всего, звалась Мокошью. Мокошь- единственное женское божество пантеона древнерусских богов, куда они были собраны князем Владимиром незадолго до его крещения, поэтому, учитывая, какое значение имела тогда на Руси Мать-Сыра Земля, следует, что Мокошь была русской Великой богиней.

(9) «Само (санскритское – Д.И.) название бога смерти – Яма – говорит о древней традиции похорон, когда покойника опускали в «Мать-землю»… уже в мезолитическом могильнике Попово (в Каргополье) присутствуют сопровождающие покойника две ритуально убитые собаки – старая и молодая, которые, согласно ведической традиции, следуют за богом смерти Ямой» (Жарникова С.В. Там же)..

(10) Как пойду я
За нехоженый лес
……………………………
Паду на высокий холм
Ты возьми Мать-Сыра Земля
Все мои кручины
Боли телесные и сердечные
Всё тепло моей жизни
Дай ты мне  Мать-Сыра Земля
Жаркого твоего огня
Доброй твоей силы
Вечной твоей славы
А придёт срок
Поглотишь ты всю мою плоть
Выпьешь всю мою кровь
Обсосёшь косточки белые.
( Песня семиреченских казаков, записанная в 1916 г.)

(11) «Она, во-первых, лежит. Лежит она или на печке, или на лавке, или на полу. Далее, она занимает собой всю избу. “Впереди голова, в одном углу нога, в другом другая”. (Аф. 102). “На печке лежит баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос” (137). Но как понимать “нос в потолок врос”? И почему яга занимает всю избу? Ведь она нигде не описывается и не упоминается как великан. И, следовательно, не она велика, а избушка мала. Яга напоминает собой труп, труп в тесном гробу или в специальной клетушке, где хоронят или оставляют умирать. Она — мертвец. Мертвеца, труп видели в ней и другие исследователи. Так, Гюнтерт, исследовавший образ яги, исходя из античной Калипсо, говорит: “Если Хель (северная богиня подземной страны мертвых) имеет цвет трупа, то это означает не что иное, как то, что она, богиня смерти, сама есть труп” (Guntert 74). Русская яга не обладает никакими другими признаками трупа. Но яга как явление международное обладает этими признаками в очень широкой степени. “Им всегда присущ атрибут разложения: полая спина, размякшее мясо, ломкие кости, спина, изъеденная червями” (Guntert)» (Пропп В. Исторические корни волшебной сказки).

(12) Пропп В. , Там же.

(13) Рыбаков Б.А. Языческое мировоззрение русского средневековья // Вопросы истории. – 1974. – № 1,  стр,15.

(14) Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка..