Царственное Богословие

Святого Ефрема Сирина.

 

Молитва ко Пресвятой Богородице Ефрема Сирина.

Дева  Владычице  Богородица, паче естества и слова родившая Единородное Божие Слово, Творца и Владыку всей видимой и невидимой твари, Единого из Троицы Бога, и Бога и Человека, соделавшаяся Обителию Божества, Вместилищем всякой святыни и благодати, в котором, по благоволению Бога и Отца, при содействии Святаго Духа, телесно обитала Полнота Божества, несравненно превознесенная Царским и Боголепным достоинством и преимуществующая пред всякой тварию, Слава и Утешение, и неизреченное Веселие Ангелов, Царственный Венец апостолов и пророков, преестественное и чудное мужество мучеников, Поборница в подвигах и Подательница победы, уготовляющая подвижникам венцы и воздаяния вечные и боголепные, Превысшая всякой чести, Честь и Слава преподобных, непогрешительная Путеуказательница и Наставница безмолвия, Дверь откровения и духовных таин, Источник Света, Врата вечной жизни, неистощимая Река милосердия, неисчерпаемое Море всех боголепных дарований и чудес, Тебе просим и Тебе умоляем, сострадательнейшую Матерь человеколюбнейшего Владыки, буди милостива к нам, смиренным и недостойным рабам Твоим, воззри благосердно на смирение и пленение наше, уврачуй сокрушения душ и тел наших, рассей видимых и невидимых врагов, будь для нас, недостойных, пред лицом врагов наших крепким Столпом, бранным Оружием, сильным Ополчением, Воеводою и непреоборимой Поборницею, покажи ныне на нас древние и чудные милости Твои; да познают беззаконные враги наши, что Сын Твой и Бог един есть Царь и Владыка, что Ты – воистину Богородица, родившая по плоти Истинного Бога, что все Тебе возможно, и, чего ни восхочешь, Владычица, имеешь силу все это совершить на Небе и на земле, и на всякое прошение даровать что кому полезно: больным – здравие, а кто на море, тем тишину и доброе кораблеплавание. Путешествующим спутешествуй и охраняй их; пленных спасай от горького рабства; утешай печальных, облегчай нищету и всякое другое телесное злострадание; всех освобождай от душевных недугов и страстей, невидимыми Твоими предстательствами и внушениями, чтобы  хорошо и непреткновенно совершив путь сей временной жизни, улучили мы чрез Тебя и оные вечные блага в Царстве Небесном.

Верных же Царей наших, которые почтены страшным Именем Единородного Сына Твоего, уповают на Твое предстательство и на милость Твою, и во всем имеют Тебя Своею Ходатаицею и Поборницею, укрепляй невидимо против окружающих врагов; рассей облако уныния, облегающее души Их, избавь Их от душевного утруждения и вместо оного дай Им светлое благодушие и радость, восстановив мир и безмятежие Державы и Царства Их.

Спаси молитвами Твоими, Владычица, сию Тебе преимущественно посвященную паству, весь, город и страну, от голода, землетрясения, потопления, огня, меча, нашествия иноплеменников, междоусобной брани, и всякий праведно подвигшийся на нас гнев отврати, по благоволению и благодати Единородного Сына и Бога Твоего. Ему подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцом, с Совечным и Животворящим Его Духом, ныне и всегда, и во веки веков! Аминь.

 

Братья и сестры!

Это 11-я молитва Святого Ефрема, духоносного отца Церкви Христовой IV века, обращенная к Божьей Матери. Текст данной уникальной молитвы до сих пор сокращается в угоду суетному и греховному миру, на радость врагу человеческого рода. Часто приходится наблюдать, как святоотеческая полнота Богословской мысли упраздняется, когда мы видим урезанную часть этой прекрасной молитвы:

“Верных, почтенных страшным именем Единороднаго Сына Твоего, уповающих на Твое предстательство и на милость Твою и во всем имеющих Тебя своею Ходатаицею и Поборницею, укрепляй невидимо против окружающих врагов, рассей облако уныния, облегающее души их, избави их от душевнаго обстояния и подай им светлое благодушие и радость, возставив мир и безмятежие в сердцах их.”

Здесь под словосочетанием “Верных, почтенных страшным именем Единороднаго Сына Твоего” можно увидеть всех православных христиан, но ведь Святой Ефрем Сирин не такое смысловое значение хотел донести до нас. Он молился так в этом месте молитвы:

“Верных же Царей наших, которые почтены страшным Именем Единородного Сына Твоего, уповают на Твое предстательство и на милость Твою, и во всем имеют Тебя Своею Ходатаицею и Поборницею, укрепляй невидимо против окружающих врагов; рассей облако уныния, облегающее души Их, избавь Их от душевного утруждения и вместо оного дай Им светлое благодушие и радость, восстановив мир и безмятежие Державы и Царства Их.”

Сравним оба варианта, братья и сестры, вдумаемся в смысл прочитанного… И сразу станет ясно, насколько огромная смысловая разница появляется пред нами. Наверняка эту разницу можно сравнить с тем, как различается свет от ночи. Белое конечно не может быть чёрным, а чёрное белым. Потому у вас есть свободный выбор как молиться, как понимать наше святоотеческое Богословие.  Одно только не надо забывать, что каждый из нас должен будет держать ответ перед Господом в своем уповании.

Что еще интересно, угодник Божий называет Царей верными. Он доносит до нас Божественную тайну, что Самодержавные Государи почтены страшным Именем Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа. Они ведь Христы Господни, то есть Богопомазанники. Господь разделяет Свое Святое Имя с Царями нашими, которые свято чтут Его и Божью Матерь. Такая Истина открывается перед нами, благодаря молитве преподобного Ефрема.

И что еще поучительно, святой угодник молится Пресвятой Богородице о восстановлении мира и безмятежия Державы и Царства наших Святых Государей. В этом он видит великий смысл. Получается, что святые угодники Божии не думали только о спасении своей души, как считают некоторые. Они всегда молились за Царей, а значит и за Державу Их. Потому, братья и сестры, и нам надлежит жить и молиться, как учили всегда  святые отцы Церкви, покорившие весь мир.

С уважением и любовью во Христе, отец Роман.