Императорская регалия.

Происхождение, генезис и символика державы.

Сфера Василевса.

При Константине Великом Римская Империя становится христианской, но многое в ее устройстве, внешнем оформлении, даже идеологии остается неизменным.

Отношение христиан к Римской империи как к особой форме государства никогда не было отрицательным. Более того, «с самого начала христианской истории Церковь предчувствовала ее значение для своей спасительной миссии.

Святой Климент Римский молился, чтобы языческие императоры «в мире и кротости, благочестиво осуществляя данную им Тобою власть, обрели Тебя милостивым».

Святой Мелитон Сардийский говорит об Империи как о «молочной сестре» Церкви: «К благу наше учение расцвело вместе со счастливо начавшейся царской властью».

Святой Ириней Лионский, как бы предсказывая симбиоз Церкви и Царства, говорит, что «всякий праведный Царь имеет священнический чин».

Для Тертуллиана Императоры «находились под властью одного только Бога, помещенные на второе место, первые после Бога».  (1)

Преподобный Ефрем Сирин (IV в.) также «не сомневался в Божественном предназначении Римской империи и Римского царя. В одном из своих произведений он прямо писал, что Христос и император царствуют одновременно. Единовластие Божие в Царствии Небесном и единовластительство василевса в царствии земном уничтожают многобожие и многовластие. И этим указывается путь к спасению». (2)

С прекращением существования языческого Рима никуда не пропала и идея Вечного Рима. Новым Римом стал Константинополь.

Но на это имперское звание претендовал и папский Запад, который дважды пытался создать свое собственное политическое объединение в форме империи, перестав признавать императорский статус византийского басилевса.

Сперва это случилось при Карле Великом, коронованном папой в Риме в 800 г., потом при Оттоне I, также и там же  коронованным папой в 962 г. Это привело к созданию так называемой  Священной Римской империи германской нации, столицей которой был объявлен РимиРи.

Но являлась ли она Империей в подлинном смысле этого слова? Ведь, основным свойством Империи  является то, что она всегда одна. Как бы правители не называли свои страны, не могут существовать две империи одновременно.

В своей работе «Россия и Запад» Ф.И.Тютчев так об этом рассуждает: «Вселенская Монархия – это Империя. Империя же существовала всегда. Она только переходила из рук в руки. Четыре Империи: Ассирийская. Персидская, Македонская, Римская. С Константина начинается пятая Империя, окончательная – Империя христианская» (здесь у Ф.И. Тютчева империи соответствуют царствам из толкования пророком Даниилом сна Новуходосора).

Всегда сохраняя имперское наследие Древнего Рима, Византия по большей части переняла его Царские регалии и символы. Как атрибут Императорской власти на византийских Царских изображениях, как и на древнеримских, присутствует все тот же шар (глобус) только уже с крестом, для которого лучше всего теперь подходит греческое слово «сфера» (на новогреческий «держава» переводится тоже как «сфера» (новогр. ….).

Ее символическая интерпретация стала намного проще и яснее, но по существу и в общем все та же. Это определенно уже всегда – весь мир богохранимой Империи ромеев, так что древнеримский «orbis terrarium» (круг земель) или, как говорили уже в Византии, «orbis romanus» (мир римлян)  сливался с «orbis christianus» (христианским миром).

« И потому на гневные крики ересиарха Доната: «Какое дело епископам до императорского двора, такое дело императору до Церкви», св. Оптат Милевский (IV в.) ответил: «Не государство находится в Церкви, а Церковь в государстве, то есть в Римской империи. Над императором нет никого, кроме Бога, Который его создал. Если поэтому Донат возвышает себя над императором, то он переступает границы, поставленные нам, людям. Если он не подчиняется тому, кто всего выше почитается людьми после Бога, то немного не хватает, чтобы он сам себя сделал богом и перестал быть человеком». (3)

Кроме того, «чтобы Церковь жила в мире, — писали отцы Трулльского (Пято-Шестого) Собора (691 г.) Императору Юстиниану II Ринотмету, — Господь и поставил во главе ее Императора – главного хранителя веры и благочестия. «Которого, – продолжают отцы, – выносивши во чреве и повивши, хорошо выкормивши и одевши добродетелями, исполнивши Божественного Духа, Премудрость сделала Глазом Вселенной, ясно просвещающим своих подданных чистотою и блеском ума. Которому Она поручила свою Церковь и научила днем и ночью заботиться о Ее законе к усовершению и назиданию подручных народов. Который, умертвивши грех силой благочестия и благоразумия, захотел избавить и паству от зла и заразы. Ибо тому, кто принял управление родом человеческим по мановению свыше, прилично было не только иметь в виду касающееся себя самого – то, как бы у него собственная жизнь получала доброе направление, – но и спасать всякого подначального от волнения и наводнения грехопадения, от ветров лукавства, отовсюду нападающих и возмущающих тело нашей низменности». (4)

Самые ранние изображения православного Императора во многом продолжают древнеримские традиции императорского искусства. На одних монетах Он представлен в римской тоге с глобусом в руках, на других – в доспехах с глобусом и копьем. Крест на нумизматическом глобусе (сфере) появился не сразу, только в конце 4 в. Монеты  с такими сферами начали чеканить при Императоре Валентиниане II (383-392).

Также с глобусом в позднеримской  нумизматике мы находим Константинополь в образе Нового Рима. Его аллегорическое изображение являет собой продолжение иконографии богини Ромы, как символа Вечного города. Впрочем, уже и после наступления эпохи христианской Империи на римских монетах последняя сохраняется в своем неизменном виде как знак величия Империи.

Тогда же не прекратился и выпуск монет с Викторией, а также с изображением Императора-триумфатора с Викториолой на сфере. Понятно, что языческая богиня и ее изображения уже тогда превратились в один только символ Римской славы и только. На таком изображении в другой руке Император, как правило,  держит  Крест (лабарум).

Одновременное изображение Креста (лабарума) и Викториолы в руках Императора появляется на монетах Императора Ветрания  и прекращается «как будто при Льве 1» … Здесь также общая схема иконографического типа и даже надпись Viktoria (Augusti), а, следовательно, и символический смысл композиции остаются нетронутыми; новое – только то, что победа приписывается «непобедимому трофею» (то есть Кресту – Д.И.) Христа». (5)

Изображение самой Виктории только  с Крестом (она изображалась еще и с глобусом, увенчанным крестом), а также с легендой VICTORI AAVCCC со времени правления Императора Маркиана (450-457) на золотых монетах Восточной Римской Империи стало практически единственным.

Оно оставалось в Императорской чеканке и при четырех последующих императорах: Льве I (457—474), Зеноне (474—491), Анастасии (491—518), и Юстине. I (518—527). Наконец, на монетах ее изображение со сферой и крестом было заменено образом ангела, точнее, надо полагать, образом архангела Михаила – Воеводы небесных сил и ближайшего помощника в ратных победах православного Императора и его воинства.

Начиная с 6 в. изображения Императорской сферы остаются неизменными. Это всегда только шар, увенчанный крестом без какого-либо дополнительного оформления. Больше никаких, кроме изобразительных,  сведений о ее внешнем виде мы не имеем.

Сфера всегда оставалась лишь нумизматическим или художественным атрибутом, о ней, как о реально существующей Императорской регалии, какие-либо достоверные сведения отсутствуют.

Известно другое. Когда Император представал в своем полном церемониальном одеянии, то в Его правой руке был Крест, а в левой – Акакия, мешочек из шелка, наполненный землей-прахом, который символизировал смирение Царя и бренность человеческой жизни.

Иногда на нумизматической сфере наносили надпись «РАХ» (мир), символизирующую миролюбие Императора, важнейшее  достоинство Императора,  провозглашавшееся еще со времен Октавиана Августа, который выдвинул лозунг, получивший название Августова мира (pax Augusta)).

Одна из дошедших до нас византийских монет с Императорской сферой, на которой нанесена такая надпись, содержит на обеих сторонах редчайшее отображение утверждения святых отцов того, что Царь является образом (иконой) Христа. Если в святоотеческих писаниях уподобление Императора Христу является постоянной темой, то в художественной форме и иконографии она почти не выражена. Так вот, на этой монете, отчеканенной при Императоре Юстиниане II (685-695; 705-711 гг.), изображения и Христа и Императора выполнены с четким внешним уподоблением одно другому. Попросту говоря, на ней Император своим лицом похож на Самого Христа.

Сфера с Крестом помещалась на Царских изображениях в православных Царствах и вне Византии.  И это было связано с определенной политической пропагандой.

Не только паписты на Западе, но и сербы и болгары также попытались создать у себя Новый Рим и объявить своего царя Императором. В первые десятилетия 10 в. болгарское государство расширило свои границы до большей части Балканского полуострова, что породило у царя Симеона претензии на «василевса ромеев».

Византийский Император «в принципе … не посягал на территориальные приделы суверенитета местных властителей, на осуществление государственной власти внутри определенной территории», однако это не касалось императорского титула «василеус Ромайон» и других атрибутов власти, на которое накладывалось табу… вплоть до актов военной экзекуции», (6) и как это и случилось с Болгарией.

«Четыре века спустя так же поступил и сербский король Стефан Душан (1331-1355). Воспользовавшись слабостью Византийской Империи в период гражданской войны, он значительно расширил свою территорию не только за счет сербских земель, но и за счет болгарских и греческих. Под его управлением Сербия достигла военно-политической мощи. Все это позволило Стефану Душану объявить себя царем. Копируя византийский обычай, он провозгласил себя в 1346 г. «василевсом и автократором сербов и римлян». На коронации присутствовали тырновский и новопровозглашенный сербский патриарх, которые освятили власть царя согласно церемониальным правилам и церковным канонам. И все же Византия не признала законности этой интронизации». (7)

 

Примечания.

(1)   Асмус Валентин прот. Церковные полномочия Византийских Императоров/ Православная государственность: 12 писем об Империи, СПб., 2003, стр. 30

(2)   Величко А.М. Сакральный статус римских (византийских) Императоров/ Священная Империя и Святой Император, М., 2012, стр. 93

(3)   Величко А. М. Там же, стр.82

(4)   Величко А. М. Там же, стр. 84

«И даже на Седьмом вселенском Соборе (Никея, 787 г.), где волей-неволей пришлось коснуться личности Императоров Исаврийской династии, активно поддерживающих иконоборцев, Отцы далеки от того, чтобы упрекать Василевсов в нарушении прав Церкви. Напротив, претензии и по совсем другому поводу звучат в адрес епископов-иконоборцев: «Совершая беззаконие за беззаконием, эти еретики не только язык свой изощрили во лжи и нечестии, но и убедили руку Правителей поражать мнимые преступления, говоря, что не повинующийся им должен считаться виновным и пред царским законом».

Нисколько не затрагивая вопрос об ересиарстве Императора Константина V (а основания для этого обвинения, безусловно, имели место) и Его правах (или их отсутствии) на  вмешательство в догматические споры, отцы отметили другие замечательные достоинства Императора, вновь перекладывая всю вину Царя в гонениях православной партии на иконоборческий епископат: «Им (архиереям) следовало бы скорее высказывать подвиги их мужества, победы над врагами, подчинение им варваров. Что многие изображали на картинках и стенах, возбуждая тем самым любовь к ним; точно также – защищение ими покорных им, их советы, трофеи, гражданские постановления и сооружение ими городов. Вот похвалы, которые делают честь Императорам! Они возбуждают хорошее расположение духа и во всех подчиненных им. Но еретики, имея языки наостренные и дыша гневом и стремлением к обличениям, хотят в темном месте подстрелить имеющих правое сердце и потому говорят так». Итак, еретики-епископы обманули Императоров, имеющих «правое сердце», и укрепили их в ошибочных суждениях» (Величко А. М. Там же, стр. 85).

(5)   Грабар А.  Император в византийском искусстве, М., 2000, стр., 170, 168

(6)   Соболева Н. А. Имперская идея и российская символика власти (9-16 вв.).

(7)   Там же