Империя и Император

в писаниях святых отцов и учителей

раннехристианской Церкви (часть 3)


Император Веспасиан (справа) и его подданные. Барельеф.

Автор-составитель  Иван Абеляшев

 

Причины и виновники

гонений Церкви в Империи.

Случаи заступничества Императора

за гонимых христиан.

Причина гонений на христиан в большинстве случаев по существу не была в полном смысле религиозной. Сама древнеримская религия после Рождества Христова все более и более превращалась в государственную идеологию с пышным ритуалом и роскошной обстановкой, лишенными мистической глубины и образной выразительности.

Традиционные культы римлян все менее и менее удовлетворяли их религиозные потребности, что побуждало к духовным поискам в философии и в восточных культах, привлекательных таинственностью и особым своеобразием.

И императоры в этом не отличались от прочих римлян. Они в первую очередь сами разрушали упорядоченный мир богов, созданный их предками, в котором  были точно распределены функции божеств и на века установлена обрядность: храмовая, государственная и бытовая.

Со временем в религиозных представлениях римлян многобожие стало уступать место монотеизму.

Римские боги начинают терять свои божеские свойства, превращаясь в небожителей, подверженных, как и люди, хаосу случайностей, которые сковывают их свободу и лишают их прежнего могущества. Поскольку в этом усматривается подчинение судьбе и людей, и богов, Фортуна приобретает характер всемогущего божества.

Что касается распространенного представления об обожествлении римских императоров, то обожествлялась императорская власть как таковая, а не отдельный принцепс  ( это слово переводится, как «первый» или «глава»).

Божественным Император, как, надо заметить, и все остальные римляне, в определенном смысле, признавался только после смерти. При жизни обожествлялись лишь гений и добродетели Императора.

От христиан требовалось не поклонение Императору как живому богу, а приношение жертвы за его благо и произнесение клятвы его гением, что, понятно, с христианской точки зрения никак не допустимо, но было допустимо во всех остальных религиях, какие существовали тогда во всей обширной Империи.

Таким образом, у римлян возникало представление, что христиане нелояльны к самой власти, к самому Риму, и, следовательно, представляют собой угрозу для Империи и Императора.

Непосредственно к Императору с призывом и просьбой прекратить гонения и защитить гонимых христиан обращались отцы и учителя Церкви в своих апологиях. Очень часто, если не сказать, как правило,  гонения устраивались по доносу клеветников.

«Мы обратились к вам не с тем, чтобы льстить вам этою запискою, или говорить в удовольствие ваше». [Святой мученик Иустин Философ. Апология I, 2]

«В нашем случае (не возмущайтесь, подобно черни, лишь только услышав) враждебность вызывает уже одно имя. Однако не имена достойны ненависти, а преступления — суда и возмездия.

Именно поэтому, дивясь вашей кротости, всегдашнему миролюбию, незлобивости и любви к людям, все имеют одинаковые права, города разделяют равную часть по своему достоинству, а все подданные Империи наслаждаются безмятежным миром благодаря вашей просвещенности.

Мы же, называемые христианами, обойдены вашей заботой, так что вы дозволяете нас, не совершающих никаких преступлений и относящихся, как видно из дальнейшего, с самым большим уважением и почтением к Божеству и вашему царству, подвергать гонениям, обвинениям и преследованиям.

Итак, поскольку чернь ополчилась против нас за одно имя, мы решились изъяснить вам свои взгляды.Вы увидите из наших слов, что мы подвергаемся страданиям без суда, вопреки закону и здравому смыслу.

Мы просим вас обратить на нас свое внимание, чтобы нас перестали убивать по наветам клеветников… ваш долг как величайших, человеколюбивейших  и ученейших государей законом избавить нас от поношения, чтобы, подобно тому как весь свет и каждый город осчастливлен вашими благодеяниями, и мы могли бы радостно благодарить вас за избавление от наветов». [Предстательство за христиан Афинагора Афинянина. Гл.1]

У известного христианского автора Татиана инициаторами гонений выступают эллины (он  различает в Империи эллинов (идеологов  в Империи), римлян (власть имущих) и варваров) [Татиан Слово к Эллинам].

На эллинов, как на основных клеветников христиан, указывает и Аристид.

«Эллины же, царь, сами творя постыдное, до беззаконных связей с мужьями, матерями, сестрами и дочерьми, вину своего нечестия обращают на христиан. Христиане, наоборот, праведны и благочестивы, друзья истины и великодушны… Пусть же перестанут клевещущие и злословящие христиан и пусть они возвестят истину». [Аристид. Апология, 17: 2,6]

«Ныне, чего никогда еще не бывало, подвергается гонению и преследуется новыми указами по Асии род людей богобоязненных. Бесстыдные доносчики и искатели чужого, находя себе повод в указах, [открыто] разбойничают, днем и ночью грабят жителей, ни в чем не повинных».

Спустя немного Мелитон продолжает:

«И если это делается по твоему повелению, пусть делается так; царь справедливый никогда не захочет чего-либо несправедливого.

В этом случае мы с удовольствием принимаем честь идти на смерть и просим тебя только об одном, чтобы ты сам наперед  узнал подвижников такого упрямства и потом справедливо решил, достойны ли они смерти и наказания, или освобождения и спокойствия.

Если же это определение и новый указ, которого не заслуживает даже неприязненность варваров, вышли не от тебя, то мы еще более просим не презреть нас среди столь явного грабительства». [Апология Мелитона.  Сагарда Н. И. Лекции по патрологии]

«Царство тогда только может управляться мирно, когда царь знает Бога истины, и боится неправедно поступить  с  своими подданными, и когда он во всем поступает справедливо, как человек, понимающий, что предстоит отдать отчет пред Богом; когда и подданные боятся пред Богом поступать неправедно в отношении к своему царю, и также боятся поступать неправедно друг с другом». [Слово Мелитона Философа пред  Антонином кесарем.]

«Из всех императоров только Нерон и Домитиан, склонившись на убеждения некоторых зложелательных людей, старались оклеветать наше учение, и от них-то, через безумное обыкновение клеветать, полилась ложь на последующих христиан.

Впрочем, благочестивые твои предки исправили их неведение: они много раз письменно выговаривали тем, которые относительно христиан осмеливались вводить какие-либо новости.

Известно, что дед твой Адриан писал как другим, так и проконсулу Асии Фундану; а твой отец, когда уже и ты разделял с ним правление, писал различным городам и, между прочим, лариссянам, солунянам, [афинянам] и всем грекам чтобы относительно нас  они не предпринимали ничего нового.

Что же касается до тебя, то мы еще более убеждены, что, питая одинаковые с ними или даже проникнутые высшей любовью к человечеству и мудрости мысли о христианах, ты сделаешь все по нашему прошению». [Апология Мелитона. Сагарда Н. И. Лекции по патрологии].

Письмо Кесаря Антонина к обществу азийскому:

«Cамодержец Кесарь, Тит Елий Адриан Антонин, Август, благочестивый, великий первосвященник, на 15-м году трибунской власти, в третий раз консул, отец отечества, обществу азийскому радости желает.

Я думал, что и боги позаботятся о том, чтобы такие люди (христиане) не могли укрыться; тем более они, если бы могли, наказали бы их за то что не хотят поклоняться им: а вы преследуете таких людей, и образ мыслей, какой они имеют, осуждаете, как безбожный, и взносите на них другие вещи, которых впрочем доказать мы не можем.

Но для них полезно, чтобы думали, что они идут на смерть за то, в чем обвиняют их, и они одерживают над вами победу, предавая скорее жизнь свою на смерть, нежели, соглашаясь на то, что требуете от них.

О землетрясениях же прежде бывших и нынешних не следует и упоминать, так как вы в случае их бываете малодушны, если сравните себя с ними, потому что они приверженнее вас к Богу.

Вы, кажется, и не знаете в то время богов, небрежете о храмах, и не признаете служения Богу. Поэтому и ненавидите тех, которые служат Богу, и гоните их даже до смерти.

Другие из областных правителей также писали об этих людях к божественнейшему отцу моему; и он отвечал им, чтобы не тревожили таких людей, если не окажется, что они предпринимают что-нибудь против правительства римского.

И мне многие доносили о них и я также отвечал им, согласно с мнением отца моего. Если же кто станет доносить в суд на какого-либо из таких потому только, что он такой, то тот, на кого доносится,  да будет свободен от обвинения, хотя бы и оказалось что он из таких, а доноситель будет подвергнут наказанию». [Святой мученик Иустин Философ. Апология 1, 70]

 

Почитание Царя.

«C самым большим уважением и почтением к Божеству и вашему царству» [Предстательство за христиан Афинагора Афинянина. Гл.1]

«К императору Титу Элию Адриану Антонину Благочестивому Августу Кесарю, — сыну его Верессиму философу, и Люцию философу, родному сыну Кесаря усыновленному сыну Благочестивого, любителю наук и священному сенату и всему народу римскому, обращаясь с моим словом и прошением за людей известных народов, несправедливо ненавидимых и гонимых, — я из числа их, Иустин, сын Приска, внука Вакхия, уроженцев Флавии Неаполя в Сирии Палестинской». [Святой мученик Иустин Философ Апология I представленная в пользу христиан Антонину Благочестивому, 1]

В последствие с самого начала церковные соборы созывались «благодатию Божией и повелением благочестивейших царей» (стандартная формула).  Кроме обращения “благочестивейший” в Византийской Империи использовалось еще и  “боголюбивый”,”боголюбезнейший”.[Афанасий Великий. Послание к Императору Иовиану]

Такое обращение имело простой смысл и указывало на то, что православной Империей  правят Цари, “украшающиеся благочестием”. [Григорий Богослов, святитель. К константинопольским иереям и к самому Константинополю]

«Всех почитайте, братство возлюбите, Бога бойтесь, царя чтите».  (1 Петра, 2,17)

«Аще кто досадит царю, или князю, не по правде: да понесет наказание. И аще таковый будет из клира, да будет извержен от священного чина; аще же мирянин, да будет отлучен от общения церковного.»[Учение Господа, (переданное) народам через 12 апостолов (Дидахе). Правило 84]

«В настоящем же 84-м правиле назначается отлучение мирянину и извержение из духовного сана клирику, оскорбившему (ύβρίσοι) царя (βασιλέα)…

Под словом “оскорбить” (ύβρίζειν), соответственно греческому значению слова, следует разуметь дурные слова, брань и т.п., но не оскорбление, нанесенное действием или чем-либо другим…

(Думается, что после такого толкования 84 апостольского правила, многие из нынешних монархистов, историков, епископов, священников, писателей, публицистов должны бы призадуматься, прежде чем посылать какое-либо словесное осуждение в адрес наших Православных Благочестивейших Императоров, Царей и Отцов народа.

Наши Святые Апостолы запрещают хамство и хулу в отношении Избранников Божьих. Потому как всякий, кто похулит Богопомазанников, тем самым похулит и Помазавшего Их Бога).

Апостол Петр в своем первом послании говорит: “царя чтите” (2:17).

За оскорбление царского величества и вообще законной власти ["в особенности , добавляет Златоуст, когда оскорблению подвергается царь" (Выборки из разных слов св. Иоанна Златоуста, Слово 21)] данное правило предписывает такие же тяжелые наказания, как и за самые большие церковные преступления.

Поэтому покорность и уважение по отношению к царской власти и к другим законным начальникам церковь всегда считала священнейшей обязанностью своих членов.

Следует при этом заметить, что как послания Апостолов, так и это Апостольское правило говорят о царях своего времени, бывших не только язычниками, но даже гонителями христиан.

Таким образом, если власть и величество таких царей были святы для христиан, и церковные правила своими строгими предписаниями имели в виду охранять эту власть и величество от всяких оскорблений, то какова же должна быть покорность и уважение по отношению к христианским Царям, которые суть сыны и главные охранители христианской Церкви?»

[Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского].

 

Использованные источники.

 

1. Учение Господа, (переданное) народам через 12 апостолов (Дидахе) //”Журнал Московской Патриархии”, 1975, №11.

2. Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на слова: “вышло повеление от кесаря Августа” и на внесение в перепись святой Богородицы// Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского в 12-ти т., т.2, СПб., СПб Дух. Акад. 1896.

3. Иоанн Златоуст, свт. Остатки из толкования на Притчи Соломона//  Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, т.12, кн.3, СПб., Дух. Акад. 1906.

4. Ориген. Против Цельса. Апология христианства, М.. 1996.

5. Апология, которую афинский философ Аристид держал пред императором Адрианом// Золотое слово Священного Предания. I-III век. Вып. 05. М., 2000.

6. Татиан. Слово к Эллинам // Раннехристианские апологеты II – IV веков. Переводы и исследования. Антология, Ладомир, 2000.

7. Вторая апология// Сочинения св. Иустин философа и мученика. М.,1892.

8. Первая апология// Сочинения св. Иустин философа и мученика. М.,1892.

9. Предстательство за христиан Афинагора афинянина, христианского философа// Раннехристианские апологеты II – IV веков. Переводы и исследования. Антология, Ладомир, 2000.

10. Слово Мелитона Философа пред Антонином кесарем// Раннехристианские апологеты II – IV веков. Переводы и исследования. Антология, Ладомир, 2000.

11. Евсевий Памфил. Церковная история // Богословские труды / Московский патриархат. М., 1982–1985. Сб. 23–25.

12. Евсевий Памфил. Жизнь Константина, М., 1998.

13. Тертуллиан. Апология// Отцы и учителя Церкви 3 века, т.1, М., 1996.

14. К константинопольским иереям и к самому Константинополю// Святитель Григорий Богослов. Песнопения таинственные, М., 2000.

15. Послание к Императору Иовиану// Святитель Афанасий Великий. Творения в четырех томах, т.3, М., 1994.

16. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т.1, М.,1994.

17. Творения святого Ипполита, епископа Римского. Вып.1. Толкования на книгу пророка Даниила, Казань,1898.

18. Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского института. Материалы 1992-1996 гг., М., 1996.

19. Тютчев Ф.И. Россия и Запад// Литературное наследство. Т.93. Феодор Иванович Тютчев. Кн. 1, М.,1988,стр.224.

20. Аппиан. Римская история, СПб., 1996

21. Сагарда Н. И. Лекции по патрологии.

22. Толкование на Святое Евангелие блаженного Феофилакта Болгарского. В 2-х томах, М., 2014.