Абеляшев И.

 

Царь как икона Христа.

(часть 3)

 

Пророку свойственно предоставлять язык свой в орудие

благодати Духа, по изреченному в псалмах [царем и пророком Давидом]:

язык мой трость книжника скорописца (Пс. 44,2).

Блаж. Феодорит Кирский.


Трон Царя Алексея Михайловича. Дворец-реконструкция в Коломенском.

Подобно Соломонову трону Византийского Императора трон Царя Алексея Михайловича в Коломенском охраняли подвижные скульптуры в виде двух механических львов, издававших рычание.

 

Кроме иконы в широком, распространенном смысле святоотеческая традиция выделяет как образ еще предначертания будущего в Ветхом Завете и прообразы будущих событий, данные в Новом Завете. В самом Священном Писании с ними связаны вполне определенные символы.

В устройстве трона Византийского Императора, игравшего важнейшую роль в Царском церемониале, среди прочего особо заметен один Царский символ, встречающийся  как в ветхозаветных, так и в новозаветных  пророчествах.

В Уставе Византийского Двора Императора Константина Порфирородного читаем: «этот трон называется Соломоновым, так как сделан был наподобие трона мудрого иудейского царя. Он был сооружен из чистого золота и осыпан драгоценными камнями. На разных частях трона сидели золотые птицы, которые в надлежащих случаях вдруг начинали гармонично петь. По обеим сторонам трона, на его ступеньках, находились фигуры различных животных, которые могли подниматься на своих местах и становиться на лапы. Трон был украшен также фигурами львов, которые могли рычать так же громко, как и цари пустыни». (1)

О соломоновом троне в Библии сказано так: «И сделал царь большой престол из слоновой кости, и обложил его чистым золотом; К престолу было шесть ступеней; верх сзади у престола был круглый, и были с обеих сторон у места сиденья локотники, и два льва стояли у локотников; И еще двенадцать львов стояли там на шести ступенях по обе стороны. Подобного сему не бывало ни в одном царстве». [3 Цар.10,18-20].

Крупные скульптурные изображения львов, составлявшие своеобразное оформление соломонова трона, скорее всего, явились результатом заимствования. Еще царь Давид начал подражать тирским царям в устройстве своего двора, а культурные традиции Ближнего Востока того времени, в значительной мере отразили особенности искусства Хеттского царства – первого в истории могущественного индоевропейского государства. (2)

Символика льва на царских тронах в древних восточных культурах вполне понятна и отражает царственность и представления о неземном происхождении власти монарха. Лев как символ Царя, причем, как Небесного, так и земного, встречается в пророческих книгах Ветхого и Нового Завета.

Деталь трона Царя Ивана Грозного.

По сторонам герба Русского Царства –  двуглавого орла – лев и единорог. Царем Иоанном Васильевичем Грозным единорог был принят в качестве эмблемы Царской власти. В Священном Писании в выражении «якоже слава единорога ему» [Числ.24,7] символика единорога относится к колену Иудину, из которого происходил царь Давид, в качестве показателя его превосходного, можно сказать, царского положения. К самому царю Давиду как нарицательное имя «единорог» употреблено в 28 псалме: «Глас Господа, сокрушающего кедры, и истнит я яко тельца Ливанска, и возлюбленный яко сын единорож» [Пс.28,6]. (3)

О Господе Иисусе Христе, Спасителе, как о льве от колена Иудина, говорится в книге Откровения святого Иоанна Богослова (Откр. 5:5). О Царе земном, тоже как о льве, –  в третьей книге пророка Ездры: “Лев, которого ты видел поднявшимся из леса и рыкающим …, это – Помазанник, сохраненный Всевышним к концу против них и нечестий их. Он по милосердию избавит остаток народа Моего, тех которые сохранились в пределах Моих и обрадует их, доколе не придёт конец, день суда, о котором Я сказал тебе вначале. Все это, виденное тобою, напиши в книге и положи в сокровенном месте, и научи этому мудрых …” (3Ездр. 12. ст. 31 – 37).

Пророк Ездра рассказывает, что ему Сам Бог показал и разъяснил это в связи с последними временами земной истории: «знамения, которые Я показал тебе, и сны, которые ты видел, и толкования, которые слышал, положи в сердце твоем… Ибо век потерял свою юность, и времена приближаются к старости (3Езд. 14,8,10). (4)

К этому ветхозаветному  пророчеству подходит известное предсказание святителя Феофана Полтавского, который свидетельствовал:  «Я не говорю от себя. А то, что я слышал от богодухновенных старцев, то и передал… Господь помилует Россию ради малого остатка истинно верующих. В России, говорили старцы, по воле народа, будет восстановлена Монархия, Самодержавная власть. Господь предызбрал будущего Царя. Это будет человек пламенной веры, гениального ума и железной воли. Он прежде всего наведет порядок в Церкви Православной (как глава Ее), удалит всех неистинных, еретичествующих и теплохладных архиереев. И многие, очень многие, за малыми исключениями, почти все будут устранены, а новые, истинные, непоколебимые архиереи станут на их место. По женской линии он будет из рода Романовых».  (5)

 

ПРИМЕЧАНИЯ.

(1) Айналов Д.В.,  цит. по Фомин С.В. Царица Небесная – Державная Правительница земли Русской. М., 2007, с. 78.

(2) После падения Хеттского царства в северной Сирии и юго-западной Анатолии образовались мелкие княжества: Картемиш, Мему. Мараш и др. Преобладающую роль в культуре этих княжеств играли традиции хеттского искусства. Эти традиции перенимали и остальные города Сирии, в том числе Угарит. Троны с крупными изображениями животных, встречающиеся на остатках искусства Угарита, были прежде всего характерны для хеттской культовой скульптуры.

(3) Реальное существование единорога признавали древнегреческие авторы Ктесий и Аристотель, римский историк Плиний Старший и связывали его происхождение с Индией или Африкой. Христианские писатели также не обошли его вниманием, поместив о нем сведения в Физиологе, – древнем сборнике средневековой зоомифологии. Описания единорога, определяющие его характерные особенности, неоднозначны и противоречивы, и в данном случае следует отметить только его отношение к Царской символике.

Самой замечательной особенностью единорога являлся его рог. Самого единорога по вполне понятным причинам никто никогда не видел, однако в Западной Европе, где-нибудь в 16 веке, в продаже можно было встретить его рог. Под его видом большей частью продавался клык полярного зверя нарвала, за которым тогда охотились норвежцы и датчане. Он ценился чрезвычайно дорого и употреблялся на изготовление скипетров и посохов. Бер (один из поляков, побывавших в Москве в Смутное время) отметил, что московский царский скипетр, взятый в Польшу, «из цельной кости единорога, осыпанный яхонтами, затмевал все драгоценности мира» (Скипетр австрийского императора также был изготовлен «из рога единорога»).

Возможно, «лев и единорог по сторонам герба Российского государства – двуглавого орла – стали означать преемственность самодержавной власти от князей Владимирских и обретение русскими государями нового, Богом ниспосланного качества – царской власти, реализуемой как в административно-политической, так и в духовной сфере» (Силаев А.Г. Истоки русской геральдики. М., 2003, с. 128).

(4) Оптинский старец Варсонофий (Плиханков) уделял особое внимание этой пророческой книге и указывал на важность ее чтения для христиан последних времен. “Вообще, это – книга таинственная», – говорил он (Жизнеописание иеромонаха Никона. Оптина пустынь // «Надежда». Вып. 8. Франкфурт-на-Майне, 1982. С. 129. Цит. по: Сб. «Россия перед Вторым Пришествием» / сост. С. Фомин. ТСЛ., 1993).

(5) Бэттс Р. и Марченко В. Духовник царской семьи. М. 1994. С. 111-112