Большой Акафист Грозному Царю.

ПОЕТ ХОР "ВАЛААМ", ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ИГОРЬ УШАКОВ,
ЧИТАЕТ ИЕРЕЙ РОМАН ЗЕЛЕНСКИЙ, ИКОНА ГРОЗНОГО ЦАРЯ НАПИСАНА ТРУДАМИ ИННЫ ДОЦЕНКО.

Audio clip: Adobe Flash Player (version 9 or above) is required to play this audio clip. Download the latest version here. You also need to have JavaScript enabled in your browser.

СКАЧАТЬ

СКАЧАТЬ ТЕКСТ АКАФИСТА

ИСТОЧНИК

 

Предисловие к Большому Акафисту

Святому Великомученику Царю Иоанну.

Святой Благоверный Великомученик Царь Иоанн Васильевич Грозный много потрудился сердцем на ниве Церковного песнотворчества, поэтического Боголюбия. Русский народ издревле слагал о Святом Благоверном Царе Иоанне Грозном песни, былины и другие напевные сказания. В первой половине 1990-х годов появился первый Акафист Благоверному Царю Иоанну Васильевичу Грозному, некоторые считают его составителем Андрея Щедрина (Николая Козлова), хотя данный Акафист никем не подписан. Припев этого Акафиста был: «Радуйся, благоверный Царю Иоанне, Святой Руси державный устроителю». Акафист получил широкое распространение, в те годы его можно было найти в книжной лавке у В.М. Клыкова в Черниговском переулке, в лавке «Русского вестника». Акафист многократно тиражировался, его читали многие десятки тысяч верующих и получали по своим молитвам от Бога благодатную помощь. Сам автор этих строк 15 декабря 2009 года читал этот Акафист Святому Царю Иоанну Васильевичу Грозному, прося помощи в избавлении от захватчиков, незаконно вторгшихся на территорию крупного московского предприятия нашей группы компаний. Удивительное дело, к концу чтения Акафиста милиция, до этого долгое время лишь наблюдавшая за деятельностью захватчиков, действовавших от имени одного из татарских банков, вдруг решительно изменила свою позицию и выдворила их с территории предприятия. В дальнейшем, по молитвам к Святому Великомученику Царю Иоанну Васильевичу Грозному, конфликт удалось погасить, в судебных спорах одержать победу и, в конце концов, окончить дело миром, возместив татарскому банку расходы, понесенные им на покупку пакета акций предприятия. Во время этих полных драматизма событий на иконе Святого Великомученика Царя Иоанна Васильевича, на правой ланите, непостижимым образом явилась крупная капля мира — слеза скорби за молящихся Русских людей. Однако текст первого Акафиста был неполным, в нем были отражены далеко не все деяния Благоверного Государя Всея Руси. Были и некоторые терминологические неточности, например, Ромейская Империя именовалась там по насажденному Западом образцу Византией, что было нехарактерно для церковно-греческих, а позднее церковно-славянских Богослужебных гимнов, летописных или житийных произведений, начиная с IV века и вплоть до XIX столетия. Очевидно, что к середине 2000-х годов в народе уже чувствовалась некоторая неполнота этого первого Акафиста, и позже появился «Акафист Покаянный Святому Царю-Великомученику Иоанну Грозному, за веру Православную со сродниками убиенному и оклеветанному» (одно из изданий этого Акафиста было, в частности, напечатано в 2009 году в Вологде по заказу братии монастыря в честь Святых Царственных Мучеников в урочище «Ганина Яма» под Екатеринбургом), в котором отражались подвиги великого Святого Царя Иоанна Васильевича Грозного, совершенные им ради Христа, а также были затронуты некоторые другие темы, опущенные в первом Акафисте. В то же время и второй Акафист также был по своему содержанию неполным и не отражал все труды, страдания и подвиги Святого Великомученика Царя Иоанна. Акафист Cвятому должен достаточно полно повествовать о житии Угодника Божия, обо всех известных нам сторонах его служения Господу, обо всех его подвигах, совершенных во славу Божию. Составители настоящего Большого Акафиста Святому Великомученику Царю Иоанну Васильевичу, более трех лет работавшие над новым текстом, постарались отразить в нем все ныне известные труды и подвиги Святого Царя Иоанна Васильевича Грозного, показать всю сложность, многогранность и духовную взаимосвязь различных аспектов его Царского служения Богу, Православной Церкви, Православным народам и России. Составители постарались с уважением и благоговением отнестись к трудам своих предшественников, составлявших предыдущие акафисты, но в своей работе опирались также на обширную историческую литературу, используя как литературные памятники XVI–XVII веков, так и книги современных историков, в том числе митрополита Санкт-Петербургского Иоанна (Снычева), И.Я. Фроянова, С.Н. Фомина, А.Н. Боханова, Л.Е. Болотина и другие источники. Акафист составлен на церковнославянском — языке Богослужения Русской Православной Церкви. Акафист отличается и своим большим объемом. Но вспомним, что и Святой Благоверный Царь Иоанн Васильевич пребывал на Всероссийском Престоле долее всех других православных Царей — более полувека: со дня смерти своего отца Василия Иоанновича в 1533 году и до 18 марта 1584 года. А со дня Помазания он Царствовал 37 лет. За эти годы под твердым Скипетром Православного Царя Россия преобразилась, стала великой могучей Православной Державой. Поэтому и Акафист, в котором воспеваются многие благие деяния, совершенные Святым Благоверным Царем Иоанном Васильевичем, и в котором описываются многие скорби, испытанные Царем на путях его служения во имя Пресвятой Троицы, требует от нас несколько большего времени для прочтения. Пусть это время будет нашей малой жертвой, данью почитания и уважения великому Святому Царю, основателю Русского Православного Царства. Составители Большого Акафиста Святому Великомученику Царю Иоанну Васильевичу позволяют всем православным печатать и распространять его любыми законными способами без каких-либо ограничений.

 

Василий Бойко-Великий,

Президент Русского культурно-просветительного

фонда имени Святого Василия Великого