Икона “Крест царей держава”.

Образ сей написан трудами Инны Доценко

СКАЧАТЬ

Богослужения Животворящего Креста Господня наполнены молениями, в которых выражается высокое духовное достоинство Царского служения.

Содержание образа «Крест Царей держава», чье название повторяет  начало одного из таких молений, представляет иконографическую тему, основной смысл которой можно выразить словами: «Крест – это То, чем Царь удерживает мiр».

Указание на Царя, как на Удерживающего, содержится уже в послании апостола Павла. Особое внимание к этому привлекли события 1917 года, когда для многих стало очевидным наступление эпохи подготовки прихода антихриста. Более всего, это отразилось на церковной жизни бывшей Российской Империи, состояние которой и по сию пору подтверждает очевидную  истину: «оплотом для Православной Церкви в России может быть только Императорская власть, с падением которой никакой святейший патриарх не спасет русской православной Церкви от распадения» (Каптерев Н.Ф.).

Бог Сам поставляет царей над народами: «владеет Вышний царством человеческим, и ему же восхощет даст е» (Дан. 4: 22-29). Источник благодатного дара правления, иначе говоря, Царской харизмы и есть Животворящий Крест Господень («Сила Божия живет в Кресте» (преп. Исаак Сирин)). Этот дар, во-первых, дается в Венчании на Царство, и всякий раз, поклоняясь Кресту, православный Царь получает от него помощь в управлении государством и в борьбе с врагами Церкви и государства.

Венчание на царство, миропомазание уподобляет Царя Самому Господу Иисусу Христу, сообщая ему образ Его славы. В то же время тяжесть Царского служения несет образ Его Крестных Страданий. «Запечатлеваясь миром, печатью и помазанием Сущего Царя всех, царь облекается силою, поставляется во образ Его (Христа) на земле. Посему … крестообразно возливает  (иерарх) на главу его миро, показывая тем, что Сам Христос помазует его, что Победивший Крестом уготовляет и в нем победителя», – так о символическом значении Царского помазания говорит святитель Симеон Солунский (Симеон Солунский. Разговор о священнодействиях и таинствах церковных).

О Православном Царе как о живой иконе Христа говорили многие святые. В свою очередь израильские цари являлись ветхозаветными прообразами Христа. «И царей, – говорит Евсевий Памфил, –  которых по указанию Божию пророки помазывали как некие изображения Христа; ибо сами они были прообразом царственной власти единого истинного Христа, Слова Божия, над всем царствующего.<…> Ибо все они имели отношение к истинному Христу, Божественному, Небесному Слову, единому Первосвященнику мiра, единому Царю всей твари, из пророков Отца единому верховному Пророку»  (Евсевий Памфил. Церковная история, М., 1993, с.20)

Сам Искупительный подвиг Спасителя показывает в Нём Царя, ибо умереть за подвластных –  исключительно Царский долг, долг Доброго пастыря.

Определенно о смерти Царя за свой народ сказано у святителя Иоанна Златоуста в его слове «О Кресте и разбойнике»: «Но самый-то этот Крест, говорит, есть символ царства. Потому называю Его царем, что вижу Его распинаемым на Кресте, так как долг царя – умереть за подвластных. Он Сам сказал: “Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец” (Ин, 10:11), – так точно и добрый царь полагает свою душу за подвластных. Посему, так как Он положил душу Свою, то я и называю Его за это царем. “Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!” (Свт. Иоанн Златоуст. Беседа о Кресте и разбойнике. Беседа 1 // Полное собрание сочинений Т. 2. Кн. 1. 1993 г. изд. С. 448).

Согласно этим словам великого святителя, Русский Царь Николай действительно принес Себя в жертву за Свой народ, в чем, оказывается, нет ничего удивительного, вполне, подобно Спасителю, взяв на себя его вину: «Если для спасения России нужна искупительная жертва, Я буду этой жертвой.   Да будет Воля Божия».

На иконе в правом верхнем углу изображено «Видение митрополита Макария», выражающее искупительный подвиг последнего Русского Царя.

Отдельно образ Царя Николая представлен на иконе между Видением и образом «Христос – Царь Царем». Также, только слева от Креста – образ первого Русского Царя Иоанна Васильевича Грозного.

«Бог поставляет Императора на Царство для защиты Его Церкви, и Царь непосредственно перед Спасителем отвечает за чистоту  Православной веры. Поэтому для византийцев статус Василевса сакрален, священен. Как известно, в титулатуру Византийских Императоров рано начали включать термин «святой».

В то время многие христиане искренне полагали, будто подтвердить святость могут лишь те члены Церкви, кто сподобился мученического венца или засвидетельствовал себя как исповедник. Но, как правильно пишут, было бы весьма проблематично отнести фигуру Римского Императора к данной категории верующих.

Между тем, осталась еще одна категория святых – апостолы, проповедовавшие Евангелие всему миру. И параллель между ними и Римским Императором, Государем Вселенной, также распространявшем свет учения Христа по всей Ойкумене, не укрылась от взора древних христиан. Поскольку же апостолы занимали высшую строчку в иерархии святых, Римские Цари вполне обоснованно заняли высшее место в Церковном управлении и получили полномочия (вернее, обязанности), близкие к апостольским (Величко А.М.Сакральные элементы в природе власти Римских (Византийских) императоров).

Уже одно апостольское служение Царя имеет глубокий жертвенный смысл. «Он, – пишет о равноапостольном  Царе Константине Евсевий Кесарийский, – не как та египетская, говорят, единственная в своем роде, птица, которая умирает на груди благовонных растений, сжигая сама себя, а потом, возродившись из своего пепла, начинает летать и является такой же, какой была прежде, – Он (Царь Константин – ред.) уподобился Спасителю, который,  как зерно пшеницы, умножившись из одного Себя, по благословению Божьему, произрастил колос, и Своими плодами наполнил всю землю» (Четыре книги Евсевия Памфила, епископа Кесарии Палестинской о жизни блаженного Василевса Константина, Гл. 72). Неслучайно в Александровской Слободе, –  месте особых Царских подвигов, – была возведена Распятская колокольня (на  иконе внизу по центру Царь Иоанн Васильевич в Александровской Слободе изображен на троне  под этой колокольней)

Уподобление Царского служения не только Страданиям, но и Сошествию во Ад и Воскресению Господа Иисуса Христа представляет Его Крест знаком победы Царя. «Как прежде Христос сокрушил Крестом врата Ада, воскресил мертвых, так и ныне венценосные Его полководцы с Его помощью сокрушают дерзость варваров».

На иконе  в верхнем левом углу изображен связанный с Крестом образ Божией Матери, получивший название «Августовская победа». Это последняя Царская икона Божией Матери, сразу же после Явления получившая широкое распространение среди русского народа.

Победа совершается не только воинским оружием, но и святыней, силой Святого Креста. Как знамение победы Крест был явлен равноапостольному Константину. Церковный историк Евсевий описывает это чудесное явление следующим образом: «Усердно вознося свои молитвы и прошения (к Богу о том, чтобы Он вразумил его о Себе и обратил от заблуждения к свету истины), царь получил удивительнейшее, посланное от Бога знамение, так что и поверить было бы не легко, если бы говорил кто другой. Однажды в полуденные часы дня, когда солнце начало склонятся к западу, говорил царь, я собственными очами видел составившееся из света и игравшее на солнце знамение креста, с надписью: «сим побеждай». Это зрелище объяло ужасом как его самого, так и все войско, которое само, не зная куда, следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо» (на иконе это чудесное явление изображено справа).

Христос победил сатану, а Царское служение – это защита государства и Церкви и борьба с их внутренними  и внешними врагами, с иноверцами ради их обращения в истинную веру. Задача Православного Царя, как говорится в одном из писем византийского Императора Иоанна Цимисхия, заключается  в распространении владычества Святого Креста.

Стремление православных царей к расширению пределов Православного Царства и просвещению язычников выразилось в великих деяниях Царя Иоанна Васильевича Грозного (на иконе они изображены внизу справа (под Видением Константину) и слева).

Особого внимания заслуживает Казанский поход. Главной его целью было обращение в христианскую веру язычников и мусульман рязанских земель. «Блистательный поход его имел совершенное подобие крестового; торжественность обрядов церковных мешались с упражнениями воинскими; молебствия начинали и заключали каждый подвиг. В виду Казани расположился необъятный стан русский, и близ шатра царского разбит шатер церковный» (Толстой М.В. История Русской Церкви, 1991, с.378)

В самом низу слева на иконе показан Царь Иоанн как храмостроитель (напротив справа – изображения, отражающие покорение Сибири). «За время своего правления Иоанн Грозный возвел свыше 40 прекрасных каменных церквей, богато украшенных куполами, укрытыми чистым золотом. Он основал свыше 60 монастырей, подарив им колокола и украшения и пожертвовав вклады, чтобы молились за Его душу. Кроме этого, Царь построил 155 крепостей и 300 новых городов», – писал английский дипломат Джером Горсей. Это одно из  свидетельств сугубого благочестия и апостольского служения Грозного Царя.

Со времен Константина Крест стал символом не только Церкви, но и Христианского государства.

«Невозможно христианам иметь Церковь, и не иметь Царя. Ибо Царство и Церковь находятся в тесном союзе и общении … и невозможно отделить их друг от друга», – писал Константинопольский патриарх Антоний Великому князю Василию Дмитриевичу. Выраженное в этих словах значение для Церкви Царской власти установилось в Православной Церкви еще в эпоху Константина Великого и укрепилось в Византийской Империи, преемником которой стало Русское Царство – Третий Рим (на иконе Московский Кремль изображен внизу под Крестом).

Один русский святитель (еп. Михаил Грибановский (Таврический)) два века назад сказал: «России (еще) предстоит воспользоваться своим, уготованным Самим Богом, положением в истории воинствующей Церкви на земле». Глава воинствующей Церкви – Русский Царь. Этот Царь непосредственно в антихристовы дни возглавит православный русский народ, этот стан святых и город возлюбленный» (Откр.20, 8), на брань с апокалиптическим зверем-антихристом.

Как это может произойти, мы не имеем возможности себе представить. Но святитель Ипполит, толкуя Апокалипсис, обращает внимание на слова Господа из видения Пророка Иезекииля о погибели антихриста: «…за то, что вознеслось сердце твое и ты говоришь: ‘‘я бог’’, восседаю на седалище божием, в сердце морей, и будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божиим [...] Я приведу на тебя иноземцев… и они обнажат мечи свои против красы твоей мудрости и помрачат блеск твой; низведут тебя в могилу, и умрешь в сердце морей смертью убитых [и] …смертью необрезанных» (Иез.28:2-10).

Святитель Андрей Критский, имея ввиду слова апостола Павла относительно гибели  антихриста (2 Сол. 2, 8), пишет, что «антихрист убиен будет духом повеления Божия».

Из этих толкований следует, что сын погибели будет уничтожен посредством человека, а не непосредственно Самим Господом Иисусом Христом. Этим человеком может быть только Грядущий Русский Царь.

Посему будем все чаще и чаще молиться – «победы благоверному Императору нашему на сопротивныя даруя» (свиток с этими словами тропаря Кресту держат ангелы).

 

Инна Доценко