Почему в православных храмах

так мало мужиков?

Ссылка на ютуб

Ссылка на стихи.ру

Прочитал в интернете и прослушал в ютубе прекрасные, на мой взгляд, стихи Павла Добролюбова. Они заставляют задуматься над поставленным автором вопросом: «Почему в православных храмах так мало мужиков?»

В храмах бабы да дети,

Да ещё старики.

Я кричу всей планете:

Где же вы, мужики ?

Действительно странно. Куда же они делись? Да, появляются, конечно. Не сказал бы, что их там совсем нет. Но, всё же мужиков подавляющее меньшинство. Женщин на порядок больше, с ними приходят дети, на руках можно увидеть младенцев. Старики и старушки посещают храмы чаще, так как уже задумываются о конце земной жизни, размышляют о вечности. Только мужчин, почему то, очень мало или их практически нет.

Где Иваны, где Васи,

Где вы, Павлы, Петры?

Может хватит нам квасить?

Посмотрите где мы.

Видно, что автор очень сильно переживает и ему не всё равно. Он начинает пытаться найти причины этого явления и вопрошает: «Сколько можно, быть пьяным?» Такой вопрос автоматически дает нам простой ответ, что главная причина отсутствия сильной половины человечества в храмах заключена в бутылке с вином или с чем-нибудь покрепче. Еще отвлекать мужиков от молитвы может телевизор или интернет с его играми.

Перед телеком,  в «танках»,

С косяком да бухлом.

Опохмел спозаранку,

В храм – конкретный облом.

Получается, алкоголизм мешает дойти до церкви и послушать звон колоколов. Можно тогда предположить, что наши мужики все спились или потихоньку спиваются. Тогда сразу становится понятным, почему их так мало в храмах. Так как службы чаще всего бывают в выходные дни – субботу и воскресенье, то не удивительно, что мужички квасят, так как этого нельзя делать в рабочие дни.

Дальше Павел выдвигает уже другую причину этого всероссийского явления. Мужики не ходят на церковные службы, так как наслушались врагов Церкви.

Будем пиво мы трескать,

Слушать басни врагов

О попах в мерседесах,

Церковь лишь для лохов.

То есть осуждаются богатые священники, которые смеют ездить на мерседесах и даже на более дорогостоящих машинах. Это, как пишет автор, всё басни врагов. Мужики наслушаются и делают неправильные выводы о том, что не следует помогать корыстолюбивым работникам алтаря, духовно погибать в дорогостоящих тачках и особняках, потому и не идут на молитву.

К тому же враги им внушают ещё следующую мысль, что Церковь создана для лохов, умные люди туда не ходят. Мужики же хотят быть интеллектуалами, а это значит, что поразмыслив над таким посылом, они боятся прослыть глупцами. Это им не даёт приходить к Богу.

К тому же им мешает еще и самая элементарная лень. Это уже третья причина.

Вы  б с дивана поднялись,

Добрались бы туда.

Мы без веры остались,

Нас ведут в никуда.

Затем поэт обращается к нашей истории и пишет о славных предках, которые постоянно ходили на службы и хорошо знали православное вероучение. Вспоминает Илью Муромца, который встал Божьим Промыслом и прославил многими подвигами наше Отечество.

Он обращается ко всем мужикам: «Что вы спите, что лежите на диване? Только Православная вера наших предков может поднять вас и вдохновить на великие дела».

Наши славные деды,

Каждый он церковь знал.

Илья Муромец верой

Православною встал.

Но, нынешние «Ильи Муромцы» продолжают лежать и не ходить в храмы. Квасят, ленятся и слушают всякую чушь. Мужики не слышат автора стихов, потому он указывает им на иноверцев, которые целыми мужскими дивизиями стоят на коленях и молятся. Их мужики понимают, что надо ходить в мечети и не хорошо осуждать своих священнослужителей. Потому поэт и ставит их в пример нам.

Мусульмане, смотрите,

Как встают на намаз.

Мужики на молитве -

Вот пример где для нас.

Я не слышал, вот честно,

Чтоб они про муллу,

Без стыда и так дерзко

Говорили хулу.

Что касается мусульман, то у них мужское молитвенное начало после революции не пострадало. Они постигают окружающее через свою религию, очень почитают своих отцов и дедов. Уважение к старшим у них в крови. Многие хорошо знают свою родословную. Молитвы у них не менялись и не искажались. К тому же у них, каждый мужик знает, что он строит исламский мир и тем самым выполняет важную задачу, осуществляя великую миссию.

 

Знаю многие скажут:

- Иди на…

Прям в лицо.

Но нас точно размажут

Всех, без веры отцов.

Мы на бабах сейчас едем,

Кто алкаш, кто торчок.

В храмах бабы и дети,

Где же ты, мужичок?

Так, где же ты, мужичок? На этот вопрос тоже хотелось бы попытаться ответить. К тому же эта проблема, так получается, всероссийского масштаба. Мужики не ходят, а бабы пока еще ходят, слава Богу. Храмы благодаря им не пустеют. В чем же тут дело?

Чтобы разобраться с этим, надо понять, что любой мужик – это царь по природе и призван царствовать в своей семье. Образуя свою семью, он созидает малое царство. Церковь должна ему в этом духовно помогать, так как Церковь тоже приносит в мир Божественную Идею Небесного Царства, которое снисходит на Землю, образуя Царство Земное.

Мужики, когда приходят в храмы не могут понять своего великого предназначения, которое им даровано Богом. Они должны заниматься строительством не только своих малых царств, но и Царства Земного, где будут господствовать не бандитские понятия, а прежде всего Божественные Заповеди.

И потом, не правда, что они не пытались приходить в Церковь. Многие, особенно в 90-е годы 20 века, пришли и заполнили храмы. Но, они не поняли своей миссии, своего предназначения, так как не услышали чёткого определения, что им делать, какую духовную задачу выполнять. Им просто объяснили, что надо спасать душу, борясь с грехом, и на личностном уровне выполнять Заповеди, причащаться Святых Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Такое объяснение не всех удовлетворило.

Кто из юношей поступал в семинарию, больше понимал свою духовную задачу: стать священниками, затем служить Богу и людям. Но, что было делать тем, кто не планировал становиться священнослужителями? Они приходили в храмы и становились алтарниками, чтецами, иногда кто-нибудь из них мог построить храм. Такие мужики становились строителями церквей – ктиторами. Кто-то мог еще быть назначен старостой, в обязанности которого могла входить хозяйственная часть дел. Можно было петь в мужском хоре на клиросе. Да, упомяну еще, что  практически всегда, особенно в больших соборах, требовался ночной сторож. Вот, собственно и всё.

Тут еще стоит упомянуть, что в 90-х много было самых разных восстановительных работ в монастырях. Туда ездили трудиться многие братья во Христе. Кто-то потом даже уходил в монашество, принимая постриг. Но, такой путь, конечно, был не для всех. Большинство работало на светских предприятиях. Таким образом, надо было им разъяснить, кроме личного спасения, какую они будут выполнять духовную задачу в Церкви, и какую пользу это принесёт обществу. А это не было сделано.

Государство тогда начинали разваливать изнутри, полностью лишив его идеологии, епископат и духовенство отрешились от политики. Получалось, что православные люди ими призывались  лишь к достижению Небесного Царства с помощью Веры и добрых дел. Опять же это всё на личностном уровне, а не на государственном. Отсюда, как мне видится, полное непонимание значения Церкви для общества, и как следствие массовый отток мужиков из храмов.

Есть еще одна духовная причина всему этому. После революции 1917 года нарушился баланс между мужским и женским началом в Церкви. Так как русский народ предал Царя, то таким образом был предан Отец народа. Перестала соблюдаться в полноте Пятая  Заповедь Божья о почитании родителей.  Из церковных молитв убрали всё царское, императорское, а значит и мужское, так как мужская природа царственна…

Молитвы зазвучали не в той полноте, что было раньше. Высшие иерархи Церкви той поры намеренно вычёркивали из богослужебных текстов целые смысловые куски, касающиеся Царской темы, лишая при этом молитву её корневых богословских смыслов. Произошла духовная кастрация молитвы, когда она зазвучала не на должном мужественном уровне, который ей был всегда присущ. Отсюда Богородичное женское начало стало преобладать над мужским царственным началом. А это привело к той картине бытия, которую мы сейчас и наблюдаем: баб в церквях больше, чем мужиков.

Может быть, мужская часть общества потому и квасит, что эти духовные причины не устранены?  В конце концов, не все же спились. Наоборот, сейчас многие преодолевают  свои слабости и дурные привычки. Борются с ленью и с вражьими нападками, занимаются саморазвитием. Изучают разные науки, языки, концепцию общественной безопасности и достаточно общую теорию управления. Развивают свой мозг, а, значит, обогащают и душу. Потому я верю, что мужики придут в храмы, надо только уважить их царственную природу, а духовенству обрести Царя в голове.

Вот, когда везде зазвучит Царская молитва, а Государство станет на Имперские рельсы, тогда многие проблемы общества будут решены. Особенно наладится наше образование и многое другое.

С уважением, о.Роман Зеленский.

26.11.2019.