День рождения
Святого Царя Искупителя Николая.
Сегодня, братья и сестры, знаменательное событие. Святая Матушка наша Церковь празднует память Святых Жен-Мироносиц и праведного Иова Многострадального. В этот день родился Святой Царь Николай, потому Его еще называют нашим Русским Иовом Многострадальным.
Государь, подобно Иову, много пострадал. Вся жизнь Его была наполнена служением Богу и людям. Нужно ли нам, православным христианам, доказывать это самим себе? Думаю, что нет. Хотя даже такой Святой и Великий Император Всероссийский до сих пор подвергается шельмованию со стороны некоторых лиц, мнящих себя православными.
Помню еще с семинарской парты, как некоторые преподаватели называли Государя слабой личностью, неспособной к управлению Российской Империей. Ему ставилось в вину, что дружил с Григорием Ефимовичем Распутиным и особенно всегда подчеркивалось, что Царь мол не понимал тех архиереев, которые мечтали вернуть патриаршество.
Нам, семинаристам, такие аргументы представлялись очень весомыми, почти неоспоримыми. Думалось, что Государь явно много ошибался. Но, прошло некоторое время, и казалось «несокрушимые» аргументы, выдвинутые специально для нас, будущих священников, столкнулись с голосом Правды Божьей.
И тогда выяснилось, что Государя предали те, кто должен был не за страх, а за совесть служить Ему. Нарушили присягу, данную Богу и Царю не только генералы, представители высших кругов, но и епископы.
Последующее же понимание истории и все эти «веские» аргументы против Николая Александровича изначально были вписаны ими, а потом их преемниками по епископским кафедрам. Архиереи захотели жить без Царя, но как при Царе – в роскоши и довольстве.
Но, дело тут даже не в самих иерархах. Большинство Русского народа, отвернулось от Божьего Помазанника, которому Сам Господь внушал свыше, что делать и как правильно управлять столь могучим Государством, как Российская Империя.
В результате предав Царя, предали Господа Бога. И понеслась по Русской Земле братоубийственная бойня – брат пошел на брата, сын на своего отца. Горе пришло в наш Русский Дом, кровь полилась рекой по всем просторам Третьего Рима.
Для того, чтобы осуществить задуманное, Ему надо было поступить точно так, как когда –то поступил Сам Спаситель – умалиться до зрака раба. Сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе: Иже, во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу: но Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся яко же человек (Флп.2:5-7)
Это Сошествие Царя с Престола, современники тех событий, а потом историки назвали отречением от Престола. Оно было осуществлено Государем строго по Евангелию и согласно Воле нашего Творца. При этом, надо конечно всем нам хорошо понимать, что Государь от народа Своего не отрекался – это народ, в подавляющем большинстве своем, отрекся от Него.
Враги Божьи конечно попытались всё это обставить так, чтобы подумалось, что Государь уже не Государь, а просто гражданин Романов. Но,изменилось лишь направление Царского Служения, сойдя с Престола, Царь остался Царем. Потому, конечно, как-то юридически оформить отречение от Престола, как отречение от Царского Достоинства, у них не получилось в должной мере.
Государь просто сбил их с толку, отрекшись в пользу брата Михаила. Когда же Михаил отложил всё на усмотрение Учредительного Собрания, то фактически получилось, что Царь Николай остался Царем, вынужденно сошедшим с Престола, смиренно идущим на Свою Екатеринбургскую Голгофу.
Он шел навстречу смерти, решив умереть за свой грешный народ, и с Ним шла Царственная Семья: Царица Александра, Царевич Алексей, Царевны – Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия. Они решили последовать за Своим Отцом до самого конца земной жизни. Следовательно, Они воистину Новомученики, так как отдали жизнь свою за Императора, уподобившись византийским воинам – новомученикам, которые до конца остались верными Константину – последнему Императору Второго Рима.
Понятно, что называя Царя Николая Искупителем, мы не имеем ввиду, что это какой-то второй Искупитель. Искупитель у нас один – Господь наш Иисус Христос. Никто не пытается сказать, что Царь Николай равен Спасителю. Но, в таком исповедании Царя как Искупителя лежит Иконографический Образ, который восходит к Своему Первообразу. Царь Николай Искупитель как Икона Спасителя, но не как Второй Спаситель мира.
Так что все претензии к исповедникам Николая Александровича как Искупителя не основательны, так как лишь ошибочно полагают в своей основе наличие двух Искупителей. Но, Дух Божий, наставляя православных в таком исповедании, помогает простым верующим людям не погрешать в основных догматах нашей Православной Веры и лучше выражать их, подчеркивая всю их значимость.
Что касается Святого Царя Николая, то Он Сам подтвердил, в разговоре со Столыпиным, что если будет нужна Искупительная Жертва ради спасения народа, то Он будет такой Жертвой.
Сейчас мы живем в Смутное время, ввиду разброда идей и суждений. Но, всем сейчас очевидно, что Россия должна стать могучим Государством просто даже для самосохранения в этом безумном мире. А чтобы этого достичь, необходима Национальная Идея, которая бы объединила славян и другие народы в единый монолит.
По сути, речь идет о всеобъемлющей Вселенской Идее, которая не может не быть известна человечеству. Это Государственная Идея, но в тоже время и Божественная. Как на Небесах Царство, так Царство должно быть и на Земле. Москва Третий Рим и Четвертому Риму не бывать.
Но, чтобы подойти к этой Имперской Идеи, необходимо осознать Искупительный Подвиг Царя Николая, так как именно он показывает нам, что Царь умер за Свой народ, чтобы в будущем воскресла Царская Россия. Он есть то Царственное Зерно Божественной Монархической Идеи, которое упало в почву, умерло за нас и которое принесет в будущем много плода.
Такая Великая Идея, как Идея Имперской Государственности не может исчезнуть из сознания русских людей. Она будет прорастать снова и снова. Эта Идея всегда была заложена Господом Богом в основание самого понятия о семье. Семья же есть основа общества и Государства. Да, и само Государство есть большая Семья. Потому только лишь семейный фундамент может скрепить самые разные общественные слои, целые сословия, народы в единое целое.
Но, чтобы вокруг государствообразующего русского народа объединились все другие народы, когда-то входящие в Российскую Империю, необходимо чтобы на Российский Престол взошел Богопомазанник, Отец народа, Белый Царь.
А таким Святым Царем и был наш Царь Искупитель Николай, день рождения которого, мы сейчас празднуем. Он молится сейчас за всю Россию и за весь грешный мир у Престола Вседержителя, а рядом с Ним стоят коленопреклоненно Святые Царственные Новомученицы – Государыня Императрица Александра Федоровна с Царевичем Алексеем и с Царевнами Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией.
Священник Роман Зеленский
19.05.2013 г.